Ханьский период
Ханьский период (III в. до н. э. — III в. н. э.) был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая. На основе многовековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г.до н. э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Ученый Чжан Хэн (78-139) соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, объединив их в 320 созвездий. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса. Ханьские математики знали десятичные дроби и впервые в истории ввели понятие отрицательных чисел. К выдающимся достижениям материальной культуры относятся производство лака, шелка, изобретение бумаги.
Духовная культура Китая отличается глубокой самобытностью и специфичностью; она весьма отличается от индийской культуры. Исследователи полагают, что в силу географического положения Древний Китай был поставлен в более обособленное положение, чем другие древневосточные цивилизации. Это обусловило основной принцип развития китайской цивилизации — замкнутость культурного мира, в котором главную роль играли коренные традиции. Зримым воплощением этого принципа является Великая Китайская стена, заложенная Цинь Шихуанди. За несколько веков строительства длина этой единственной в мире ограды вокруг целой страны достигла почти 3000 километров при высоте в 10 метров и ширине в 8 метров.
Социальная этика и административная практика всегда играли значительно большую роль в китайском обществе, чем мистика и индивидуалистические поиски спасения. Трезвый и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти. Если характерная этнопсихологическая особенность индийца — его интровертивность, ведшая в своем крайнем выражении к аскезе, йоге, стремлению индивида раствориться в Абсолюте, то истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, то есть свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий.
Важнейшей особенность древнекитайской религии была весьма незначительная роль мифологии. В отличии от всех иных ранних обществ и соответствующих религиозных систем, в которых именно мифологические сказания и предания определяли весь облик духовной культуры, в Китае уже с древности место мифов заняли историзованные легенды о мудрых и справедливых правителях.
Не религия как таковая, но прежде всего ритуализованная этика формировала облик китайской традиционной культуры. Это сказалось на характере китайских религий, начиная с древнекитайской. Так, например, заслуживает внимания то обстоятельство, что религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная и социально несущественная роль духовенства, жречества. Божества как бы спускались на землю и превращались в мудрых и справедливых деятелей, культ которых в Китае с веками все возрастал.
В Китае высшим божественным началом считалось Небо. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться.
Рубрики: Культурология | Дата публикации: 24.06.2010
Комментарии и Отзывы