Политическое сознание как психологический феномен

Рассматривать суть политического сознания можно лишь при условии очерчивания вопрос взаимосвязи психики и сознания.

Высочайшим уровнем развития психики человека есть сознание как результат общего способа бытия людей, их долгодействующей трудовой деятельности.

Сознание имеет такие характерные особенности и компоненты:

• знания об окружающей действительности, природе, обществе. То есть уровень сознания зависит непосредственно от уровня знаний и социального опыта человека. С интенсивным развитием человека потребность в знаниях становится все более острой;

• выделения человеком себя в предметном мире как субъекта познания. Познавая себя, человек критичнее сопоставляет себя с другими людьми. Процесс самопознания оказывает содействие более действенной самореализации личности;

• целеустремленность, планирования собственной деятельности и поведения, предусмотрение его результатов. Речь идет о стороне сознания, связанный с самоконтролем, корректированием человеком своих действий, их усовершенствованием;

• отношения человека к объективной действительности, к другим людям, к самой себе. Это связано с самооцениванием, самокритикой, причем особую роль здесь сыграет именно эмоционально-волевая сфера человека.

Сознание человека не только характеризуется активностью, а и тесно связанная с ею. В процессе постоянного отображения действительности информация, которая поступает в мозг, не механически отзеркаливается, а обрабатывается ним сознательно — соответственно цели, задачи и социального опыта человека.

Состояние, уровень развития, выявления сознания у каждого человека разные и зависят от многих компонентов — знаний, научного мировоззрения, идейных и моральных основ и убеждений, отношения к себе и к другим людям и т.п..

Специфической человеческой формой духовно-практического отображения и фиксирование соответствующих объективных процессов действительности, мира человеческого бытия на равные явления есть будничное сознание. В жизни основным принципом функционирования будничного сознания есть так называемый здравый смысл. Будничное сознание выполняет роль необходимого компонента общественно-исторической практики людей и соответствующих ей форм общественного и индивидуального сознания.

В сущности, будничное сознание, как и сознание в общем, имеет общественно-индивидуальную природу. Как форма духовно-практического освоения мира, она является субъективным образом объективно существующего мира. Вместе с тем, поскольку такой образ належит конкретному субъекту, он также отображает своеобразность, уникальность его жизненного опыта и опыта конкретных социальных групп общества.

Психическая жизнь, сознание и деятельность человека всегда тесно взаимосвязанные, испытают взаимовлияние.

Рассмотрим феномен политического сознания.

В соответствии с определением, приведенным в политологическом словаре, политическое сознание — это опосредствованное отображение политической жизни общества, сутью которого есть проблемы власти, формирования, развитие и удовлетворения интересов и потребностей политических субъектов; совокупность взглядов, оценок, установок, которые, отображая политико-властные отношения, приобретают относительной самостоятельности.

К основным сферам политического сознания относят такие:

• политическая наука — политические теории, концепции, гипотезы;

• политическая идеология — политические ценности, идеалы, доктрины, лозунга, программы;

• политическая психология — политические ощущения, мысли, расположения духа, воля, направленность и т.п..

Политическое сознание есть отражением реалий бытия, то есть она тесно связанная с развитием продуктивных сил, с особенностями политической системы общества и общественно-политическими отношениями, которые существуют в этой системе, состоянием образования, культуры.

Как одна из важнейших характеристик политической жизни общества политическое сознание имеет определенные особенности, условия возникновения и пути формирования. Предпосылкой формирования такого сознания есть то, Что человек начинает сознавать свою групповую принадлежность, групповую идентичность и вместе с тем то, что она несостоятельная реализовать собственные и групповые интересы без вступления в определенные отношения с политической властью. Политическое сознание присущая конкретному человеку уже тогда, когда она сознает свой гражданский статус, гражданскую позицию, а вместе с ними и реальную потребность, а то и необходимость влиять на власть.

Для формирования политического сознания крайне необходимые аналитически-критическое отношение к окружающей среде, действительности и осмысления их, наличие у человека конкретных норм, ценностей, идеалов, четкое осознание собственной цели и цели политической силы, структуры (группы, партии, объединения, организации и т.п.), к которой человек неформально належит.

По смыслу политическое сознание включает в себя определенные политические идеи, взгляды, теории, интересы, расположения духа, чувства, а за спецификой проявления она активно влияет на другие формы общественного сознания, имеет часто довольно высокая степень отображения социально-классовых интересов.

Различают политическое сознание массовое, групповое, индивидуальное, будничное и научно-теоретическое.

Первые три формы сознания связанные с его субъектами, а две последние определяются глубиной отображения действительности. Будничное сознание формируется на основе повседневной жизни людей, опыта их деятельности. Для нее характерные нестойкость, противоречивость, фрагментарность, соответствующая эмоциональность, не систематизированность. Научно-теоретическое политическое сознание отличается от будничного тем, что основывается на целенаправленном исследовании, постоянном анализе политического процесса. А потому она более систематизированному, целостная, способная к прогнозированию развития и изменений.

Выделяют также основные типы политического сознания: государственное и негосударственное.

Государственный, или этатистский, тип политического сознания основывается на позиции, в которой высочайшим, важнейшим являются интересы государства (Н. Макиавелли, Т. Гоббс).

Негосударственный, или анархистский, тип политического сознания, наоборот, возникает там, где политическую власть считают взлом, а государство — эксплуататором, врагом свободы.

Основные функции политического сознания:

• познавательная — система знаний о политической действительности вообще;

• оцениваемая — обеспечения и содействия ориентации в политической жизни на основе оценивания политических событий;

• регулятивная — ориентирования относительно участия в политической жизни;

• интегрирующая — содействия объединению отдельных социальных групп, субъектов политического процесса на основе общих идей, ценностей, установок;

• прогностическая — предусмотрение особенностей развития политического процесса, событий;

• нормативная — создания общепринятого образа будущего.

Между наукой и идеологией существуют существенные отличия. Если основной целью науки есть поиск абсолютной истины, то для идеологии основным есть защита и обоснование интересов определенных социальных сил. Конечно, для обоснования интересов политики и политические силы используют результаты научной деятельности.

Наука более единая, целостная, идеология — более разнообразная, дифференцированная, поскольку политические интересы разных участников политической жизни весьма различаются. Существует широкое разнообразие теорий, идей, идеалов, интересов, ценностей, программ, символов — всего того, из чего, собственно, и складывается каждая отдельная конкретная идеология.

Как и большинство форм общественного сознания, политическое сознание имеет два уровня — идеологический и психологический. Поскольку нас интересует именно второй уровень, то политическое сознание можно считать совокупностью чувств, настроений, духа, традиций, идей и определенных теоретических систем, которые отображают наиболее существенные интересы больших социальных групп, их отношению друг к другу и к политическим институтам общества.

Политическое сознание есть не что другое, как восприятия человеком части жизненной реальности, которая непосредственно связанная с политикой. Это субъективный образ соответствующей политической системы.

Носителями политического сознания с много субъектов: личность, группа, класс, нация, масса, общество. Сознание каждого из этих субъектов имеет определенные особенности и требует отдельного научного рассмотрения.

Структурно политическое сознание включает такие аспекты:

• политик-психологический – расположения духа, чувства, намерения, установки, мотивы, убеждения, воля и др.;

• политик-идеологический — ценности, идеалы, идеи, доктрины, взгляды, концепции, теории;

• политик-действенный — сознание консервативная, либеральная, радикальная, реформистская и др.

Политическое сознание формируется в процессе познания субъектом определенных политико-властных отношений, политических интересов, установок, ценностей, а также в процессе политического воспитания, формирования политической культуры субъекта политики.

Довольно сложным психолого-социальным феноменом есть национальное самосознание как многоуровневое, многофункциональное явление. Следует указать, что осознание, прежде всего себя, служит основой осознания других, а национальное самосознание является предпосылкой, основой сознательного видения и понимание всего, что окружает нацию. Аналогично, что больше нация знает про своих соседей, другие сообществу, то большее она познает и самую себя. Исходя из этого о нации можно говорить, с одной стороны, как о сообществе, которое имеет специфические признаки и особенности, а с другой — она определенной мерой приобретает признаки, присущий другим нациям и народам.

Проблему сознания нужно рассматривать в тесной взаимосвязи с проблемой ценностей идеологий.

Для каждого общества характерные определенные идеи, ценности, нормы, в том числе и политические. Все они имеют социальный корень — историческое, экономическое, политическое.

Политические идеи — не реальность, а мысленное, воображаемое видение людьми тех или других явлений, состояний, то есть идеи всегда отличаются от реальности, они лишь очерчивают желания человека, побудят ее к действию с целью реализации идей, их преобразования на реально существующие ценности.

Политические идеи, взгляды, представления, объединяясь в определенную систему, образовывают политическую идеологию. Поэтому структурно политические идеологии состоят из политических теорий, идей, общественно-политических идеалов, ценностей, концепций политического развития, политических символов, программ и т.п..

Политические идеологии возникли в эпоху Просвещения, когда была выдвинута идея прогресса и обоснована возможность создания рационального общественного порядка на основе определенных, сформулированных людьми целей.

Существует несколько толкований идеологии как общественного явления.

Приверженцы расширяющего толкования идеологии, в частности Т. Парсонс, считают, что идеология — это система ценностей, присущий конкретному обществу, которая ориентирует социальную деятельность в конкретном направлении.

Директивное толкование идеологии было присущий марксистам. Они старались отделить идеологию от других форм политического сознания и усматривали в ней разновидность научного знания, присущего определенному социальному классу, прежде всего, классу-гегемону — пролетариату.

Известные политологи, социологи, политические психологи М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Мангейм и прочие делали акцент на культурологическом толковании идеологии.

Роль идеологий в общественной жизни предопределяют такие их функции:

• ориентационная — направляет деятельность людей;

• интегративная — согласовывает интересы людей;

• социально-представительная — отображает и защищает интересы определенных социальных групп населения;

• амортизационная — ослабляет социальное напряжение;

• пропагандистская — формирует соответствующий имидж государства, класса, нации и др.

Из многих идеологий выделяют три основные, наиболее распространенные:

* либерализм,

* социализм

* консерватизм.

Каждую из этих идеологий можно также определенным чином разграничивать, рассматривать разные ее формы. Либеральную идеологию разделяют на классический и современный либерализм. Существует много форм социализма, в частности, часто его неправильно отождествляют с марксизмом, социал-демократией. Консерватизм можно рассматривать также за разными модификациями — французской, американской и др.

Политические идеологии выполняют такие важные социальные функции, как познавательную, мобилизационную, нормативно-регулировочную, контрольную, функцию политической социализации.

Основу сознания составляют знания, которые усвоило лицо. Вместе с тем сознание — это не только знания, а и соответствующее отношение к ним и, что очень важно, активное их использования на практике в процессе самореализации, социальных преобразований. Это нужно учитывать и при определении и исследовании феномена политического сознания.

Поскольку политическое сознание с выражением интересов людей, каждая группа людей, класс формируют свой тип идеологии, обусловленный их местом в системе общественного производства, закрепленного отношениями собственности.

Наличие и взаимодействие разных типов политического сознания набирает форм идеологического противоборства. Их рассматривают не только в политической психологии, а и в таких науках, как философия политики, конфликтология, социальная психология, политология и др.

Политическое сознание имеет два уровня, которые тесно переплетаются и взаимодействуют:

* будничный (эмпирический)

* теоретический (научный).

Будничный уровень есть результатом стихийного процесса духовного усвоения действительности, а теоретический предусматривает более или менее организованную духовную деятельность. К такой деятельности нужно быть не только предрасположенным, а и определенной мерой подготовленным. Здесь уже речь идет о соответствующих политических технологиях, или инженерии.

На будничном (эмпирическом) уровне политическое сознание возникает в форме определенных ощущений, представлений, переживаний, иллюзий и т.п.. Осознания политики на теоретическому (научному) равные предусматривает глубокое познание сущности политических явлений, сознательное их использования в решении конкретных политических задач, корректирования политических решений и действий.

Как своеобразное отображение действительности политическое сознание масс определенную самостоятельность, поскольку знания человека о те или другие процессы и явления не является простым их отображением, а результатом творческого осмысления, обработка, осознания.

Общества, как и движения, партии, объединения, группы, отдельных граждан, нельзя вообразить без идеологии, то есть системы определенных идей, которые их объединяют или разъединяют.

Политические идеологии являются разновидностью идеологий, совокупностью определенных идей, норм, ценностей, символов, традиций, которые объединяют людей, побудят их к общему политическому действию, борьбы.

За всех расхождений высоких идей, цели разные идеологии объективно вынуждены сосуществовать в обществе даже в условиях политической борьбы. В демократических обществах остро стоит вопрос не только сосуществования, а и установления диалога между политическими оппонентами.

Каждая идеология, хотя и декларирует определенные положительные идеи, цель, все-таки довольно ограниченная; идеологиям присущие такие недостатки, как примитивизм, тенденциозность, догматизм, чрезмерная системность [54, 73].

Среди политологов, отдельных политиков наблюдается определенная предубежденность относительно понятия “государственная идеология”. Существует взгляд, якобы такой идеологии не существует. Вместе с тем она существует как своеобразная рамочная идеология государственного строительства.

Идеологии весьма живучие, способные обновляться, мимикрировать, приспосабливаться к конкретным общественно-политическим условиям. Ярким свидетельством этого есть коммунистическая, социалистическая идеологии. В свое время М. Бердяев отмечал, что социализм собственное не выдвинул и не предложил ни единых ценностей, кроме ценностей материального обеспечения, удовлетворения потребностей.

Потребность власти есть причиной политического поведения, а итак, политическое сознание и политическое поведение взаимосвязанные, взаимозависимые, о чем будет идтись дальше.

Чтобы стать фактором, который служит причиной действия, потребность масс трансформироваться в цель (целые). Формой ее выражения есть политическая идея.

Система взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношения людей к действительности и друг к другу, а также содержится цель (программа) социальной деятельности, составляет идеологию. Еще точнее: в современной политологии идеологию трактуют как систему ценностей людей, которые включены в политическую деятельность.

Рубрики: | Дата публикации: 17.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?