Конфуций

Деление всего сущего на два начала было в Китае едва ли не древнейшим принципом философского мышления. Инь-ян — это деление всего сущего на два противостоящих начала, мужское и женское. Мужское начало ян ассоциировалось с солнцем и со всем светлым, ярким, сильным. Женское инь было связано с луной, со всем темным, мрачным и слабым. Оба начала были тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействовали.

Все отмеченные особенности системы верований и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основных традиций китайской цивилизации и подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под названием конфуцианства.

Конфуций (551 — 479 г.г. до н.э.) — его имя — латинизированная версия имени Кун-Фу-цзы (учитель Кун). Этот мыслитель считается одним из первых китайских философов. Известно, что он сначала был низшим чиновником в государстве Лу, позже в течение ряда лет странствовал по государствам Восточного Китая. Конец жизни посвятил ученикам, их обучению и упорядочению некоторых классических книг.

Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточивает свое внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. Личность, по мысли Конфуция, является личностью не «для себя», но для общества. Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание — это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции.

Большое значение имела категория порядка как образцовой идеи. Порядок устанавливается благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе, отношениям между людьми. Порядок выступает как этическая категория, включающая также правила внешнего поведения — этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей.

Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совер-шенного человека (Цзюнь-цзы), бескорыстного рыцаря безупречной мо-рали, готового на все во имя истины, обладающего чувством высокого долга (И), гуманности (ЖЕНЬ), соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми (принципы ЛИ) и глубоко почитающего мудрость старших (принцип сыновней почтительности — СЯО). Понятие гуманности (ЖЕНЬ) трактовалось Конфуцием необычайно широко и включало в себя множест-

во качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бес-

корыстие и т.п.

Чувство долга (И) продиктовано внутренней убежденностью в том, что следует поступать именно так, а не иначе. Кроме того, в понятие (И) включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать муд-

рость древних.

Рубрики: | Дата публикации: 24.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии