Философия Лао-цзы

В философии Лао-цзы Дао — невидимый, вездесущий, естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира, и управляющий им. Отсюда вытекает принцип следования Дао, то есть поведения, согласующегося с дао (природой) человека и дао Вселенной. При соблюдении этого принципа возможно бездействие, приводящее к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Даосизм отвергает какое либо усилие человека по изменению общества: «Если кто хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача, Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же •кто хочет манипулировать им, уничтожить его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его». Соблюдение «меры вещей» является для человека главной жизненной задачей. Одно из главных требований Дао по отношению к человеку составляет «недеяние» («увэй»). Недеяние или, скорее, деятельность без нарушения «меры» является не поощрением к деструктивной пассивности, но объяснением сообщества человека и мира на единой основе, которой является Дао.

Согласно даосизму, поведение мудреца характеризует отход в сторону, отстранение. Постижение мира сопровождается тишиной, в которой понимающий муж овладевает миром. Это радакально противоположно конфуцианской концепции «благородного мужа», который должен упражняться в обучения и управлении другими. Даосизм разработал специальную технику сохранения внутреннего покоя, сосредоточенности, владения собой в экстремальных ситуациях, ориентирует на развитие в человеке способности к интуитивному постижению мира.

Религиозный даосизм, возникший во ll в. н.э., легко удовлетворял самые разнообразные потребности населения. В его пантеон, наряду с главами религиозных доктрин (Лао-цзы, Конфуций, Будда), входили многие божества и герои. Для обожествления не требовалось ни специальных сборов, ни официальных решений. Любой незаурядный чиновник, оставивший о себе хорошую память, мог быть после смерти обожествлен и принят даосизмом в его пантеон. Даосы, в связи с этим, не были в состоянии учесть всех своих божеств, духов и героев и не стремились к этому. Даосизм включал в себя все древние культы и суеверия, всех божеств и духов.

Даосизм обещал бессмертие. Тело человека подобно вселенной. Организм — скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия противоположностей. Стремящийся к достижению бессмертия должен создать для этих духов хорошие условия. Проповедь долголетия и бессмертия обеспечила даосским проповедникам популярность в народе и благосклонность императоров, отнюдь не безразличных к своей жизни и смерти. Официальная поддержка помогла даосизму выжить и даже укрепиться в условиях господства конфуцианства.

Рубрики: | Дата публикации: 24.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии