Духовность культуры
Еще русские славянофилы начали развивать тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации, противопоставлять цивилизацию как чисто западное явление культуре. В дальнейшем такая концепция была четко сформулирована Н.Я.Данилевским. О.Шпенглер довел противо¬поставление культуры и цивилизации до логического конца. В своей книге “Закат Европы” он описал цивилизацию как заключительный этап разви¬тия культуры, как “смерть” культуры. Культура определяется Шпенглером как “организм”, который обладает внутренним жестким единством и одно¬временно обособлен от других “организмов”. В основе каждой культуры лежит душа, культура — это жизненное воплощение этой души.
Но все живое смертно. Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека: детство, юность, зрелость, старость. Каждому культурному “организму” отмерен примерно тысячелетний срок сущест¬вования. Умирая, каждая культура вырождается в цивилизацию. Цивилизация есть судьба, рок культуры. Переход от культуры к цивилиза¬ции — это бросок от творчества к бесплодию, от развития к застою, от души к интеллекту, от героических “деяний” к утилитарной работе. Европейская культура, по мнению Шпенглера, вступила в стадию цивилизации, так как не может дать ничего оригинального ни в искусстве, ни в философии, ни в религии.
Работа О.Шпенглера вызвала широкую полемику, отклики культуро¬логов и философов разных стран. Выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев (1874 -1948) критически переосмыслил работу Шпенглера “Закат Европы” в своей статье “Воля к власти и воля к культуре”. Если у Шпенглера трагедия культуры начинается лишь с ростом цивилизации, то Бердяев смотрит на вещи глубже. Во всякой культуре, по его мысли, после расцвета начинается иссякание творческих сил, угашение духа. Меняется направление культуры, она устремляется к практической организации жизни.
Как считает Н.А.Бердяев, когда рождается напряженная воля к самой “жизни”, к могуществу “жизни”, к наслаждению “жизнью”, возникает и смерть культуры. Культура перестает быть самоценной, и поэтому умирает воля к ней. Бердяев говорит о величайшей значимости “воли к культуре” в противовес упорной, но прагматичной воле к “жизни” (“жизнь” здесь выступает как синоним бездуховного благоустройства).
Но и в самой культуре, для Бердяева, обнаруживаются начала, подрывающие ее духовные основы. Культуре свойственно, на известной стадии, как бы сомневаться в своих основах и разлагать их (и античная, и западно-европейская культура проходят через процесс “просвещения”, который порывает с религиозными истоками). Культура сама готовит себе гибель, отдаляясь от своих жизненных истоков.
Рубрики: Культурология | Дата публикации: 24.06.2010
Комментарии и Отзывы