Четыре благородные истины
Центром учения Будды являются четыре благородные истины, провозглашенные им в самом начале его проповеднической деятельности. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием:
1. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого — все это ведет к страданию.
2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости страсти к перерождению, рождению вновь.
3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.
4. Путь, ведущий к устранению страданий, — благой путь заключается в следующем: праведная вера, истинная решимость, праведная речь, праведные дела, праведная жизнь, праведная мысль, праведные помыслы, истинное созерцание.
Каждая ступень восьмеричного пути содержит определенные указания. Так, праведная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности — знаменитых буддийских пяти заповедей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей, не пользоваться опьяняющими напитками.
Путь к освобождению от сансары открыт только тем, кто пройдет все стадии восьмеричного пути. Конечная цель — нирвана (буквально: угасание). Здесь подразумевается не гибель, но выход из круговорота перерождений, прекращение страданий. Человек уже не родится вновь, но войдет в состояние нирваны и, как говорится в текстах, исчезнет «как пламя лампы, в которую не подливается масло».
Уже в Lv-Ш вв. до н.э. буддизм широко распространился по всей территории Индии, при царе Ашоке из династии Маурьев (III в. до н.э.) он стал официальной религией. Буддизм во многом следовал тем религиозно-философским принципам, которые были разработаны в предшествующую эпоху (стремление к слиянию духовного начала с Абсолютом в поисках освобождения). Однако в буддизме было и нечто новое. Успех в проповеди Будды во многом определялся тезисом о жизни как страдании, который импонировал широким социальным слоям. Можно утверждать, что культурная роль буддизма связана прежде всего с тем, что он акцентировал внимание на внутреннем мире человека.
Значение буддизма для развития культуры Индии состоит и в том, что его распространение способствовало развитию письменности (запись высказываний Будды), литературы ( поэзии и драмы ), архитектуры, живописи.
Рубрики: Культурология | Дата публикации: 24.06.2010
Комментарии и Отзывы