ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Мы плывем вверх по течению, борясь с огромным потоком дезорганизованности, который, в соответствии со вторым законом термодинамики, стремится все свести к тепловой смерти, всеобщему равновесию и одинаковости (…) В этом мире наша первая обязанность состоит в том, чтобы устраивать произвольные островки порядка и системы. Эти островки не существуют вечно в том виде, в котором мы их некогда создали. Подобно Черной королеве мы должны бежать со всей быстротой, на которую только способны, чтобы остаться на том месте, где однажды остановились.

Н. Винер. Я математик.

Среди важнейших особенностей современной науки есть и такая:

наука перешла к изучению сложно и сверхсложно организованных объектов.

Подобные объекты изучались и раньше, но путем значительного упрощения их устройства.

Чтобы изучать объекты во всей сложности их организации, потребовался новый понятийный аппарат, новая методология исследования.

К фундаментальнейшим понятиям вещество и энергия добавились еще такие – организация, самоорганизация, информация . А к традиционным общенаучным методам добавился системно-структурный анализ.

Понятия организация, система, структура и связанные с ними помогают решить новые методологические задачи.

Научное познание включает как все более детальное, так и все более глобальное изучение реальности.

Возрастает «многоязычие» современной науки, что начинает напоминать ситуацию со строительством Вавилонской башни.

Однако понятия теории организации позволяют обрести утраченное взаимопонимание.

Изучаете ли вы космические глубины, управляете научным или производственным коллективом, составляете бухгалтерский отчет, проводите социологическое исследование или думаете о судьбах человечества — системное понимание и организационный подход облегчат вашу задачу.

Чрезвычайно важно и то, что системно-организационная методология помогает объединить естественнонаучные и гуманитарные знания в единое целое.

С позиций теории организации, по Уиверу, в истории науки сменяют друг друга 3 определенные тенденции . Добавлю к ним 4-ю, преднаучную. С нее и начну:

1) На первом этапе окружающий мир познавался в значительной мере бессистемно, хаотично, в своих самых простейших проявлениях. Условно можно считать, что рассматривалась неорганизованная простота (или простая неорганизованность). Фиксировался состав и простейшие свойства познаваемых объектов.

2) Изучается организованная простота (или простая организованность). Мыслители далекого прошлого стали что-то вычленять, что-то анализировать Но это было выявление сущностей первого порядка.

Особое внимание уделялось внутреннему строению и внешним перемещениям.

В этот период среди наук царила классическая механика. Ее методы (в том числе динамический подход) проникали повсюду.

3) Изучается неорганизованная сложность (или сложная неорганизованность).

В подобном случае в изучаемых процессах участвует неисчислимое множество, несчетное количество комполнентов.

Такие совокупности изучаются на уровне каких-то совместных, суммарных проявалений.

В этот период пальма первенства в значительной степени переходит к классической статистической физике, а во многих других науках широко используются ее методы. Воцаряется термодинамика.

4) Изучается организованная сложность (или сложная организованность). Здесь не просто сложный объект, а сложно организованный объект.

Очень сложный объект, состоящий из многих миллиардов компонентов, может уступать по своим возможностям объекту, который состоит из гораздо меньшего числа компонентов.

Так бывает, если компоненты второго объекта лучше взаимодействуют между собой, чем компоненты первого.

В результате он успешнее противостоит среде, выживает, совершенствуется.

Сложно организованными являются многие кибернетические, биологические и социальные системы.

Методы, которыми пользуются изучая подобные системы, начинают проникать в другие познавательные области.

Вторая половина ХХ века характеризуется воцарением теории организации.

Всё более важную роль отводят не только тому, что соединено, но и тому, что соединяет. На первый план выходит не «начинка», не субстрат, а то, что делает субстрат целостностью, способной определенным образом функционировать.

Особое внимание уделяется структуре, функциям и поведению.

Рубрики: | Дата публикации: 02.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?