Рококо

Рококо (франц. rocaile — раковина, завиток) — художественный стиль, который был наиболее утонченной и облегченной стадией искусства барокко. Рококо возникло и достигло расцвета в 20 — 40-е годы XVIII века во Франции. Этот стиль стал украшением праздной жизни беспечной, изнеженной дворянской знати. Однако, чуткое к изящному, искусство рококо проникнуто игривостью и остроумием, в нем находили отражение эпикурейство (наслаждение жизнью), вольнодумство и легкомыслие, ставшие модой высшего общества.

Рококо получило свое распространение в архитектуре, живописи, скульптуре, ювелирных изделиях, резьбе, керамике. Архитектура рококо — это городской дом, небольшой особняк французской аристократии, утопавший в зелени садов. Стиль рококо отчетливо проявился также в строительстве павильонов, беседок, всяческих увеселительных сооружений. Интерьеры строений рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки. Светлый камень приглушенных тонов, нежно розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности.

С интерьером дома тесно связана живопись рококо. В росписях плафонов, стен, в гобеленах и станковых картинах преобладают пейзажи, мифологические и современные галантные темы, пасторальный жанр, идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию декоративными пятнами; достижение общей легкости подчеркнуто светлой палитрой, предпочтением блеклых, серебристо-голубых, золотистых и розовых оттенков. Наиболее известными художниками, работавшими в стиле рококо, считаются Антуан Ватто (1684 — 1721) и Франсуа Буше (1703 — 1770).

В стиле рококо работали фарфоровые заводы в Севре (Франция) и Мейсене (Германия). Там выпускали сервизы в виде плодов и овощей (блюдо в виде виноградного листа, соусница — дыня, ваза — розовый куст с сидящей на нем бабочкой). Все это напоминало забавный маскарад, где вещи представлялись не тем, чем они были на самом деле.

Во второй половине XVIII века классицизм переживает свой новый подъем. Классицизм становится художественным языком Просвещения. Разум вновь становится главным критерием в познании прекрасного. В произведениях искусства и литературы звучат идеи свободы, призыв воспитывать в себе чувство гражданского долга, а не предаваться забавам и наслаждениям; утверждаются права личности. В этот период в европейской культуре звучат имена Ф.Шиллера, И.Гете, Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), Франца Йозефа Гайдна (1732-1809), Людвига ван Бетховена (1770-1827), Жана Луи Давида (1748-1825) и многих других.

Рубрики: | Дата публикации: 12.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?