Римская наука

Значительное место в римской культуре принадлежало праву. Право и его важнейшая составная часть — закон были для римлян структурообразующим элементом, как мирового, так и гражданского порядка. Закон богов упорядочивал космос; право, равное для всех граждан, делало город миниатюрным отображением космоса. Ни в одной культуре право не занимало столь высокого места. Изучение, комментирование, разработка права считались делом, достойным всяческого уважения. Ими занимались люди самого высокого положения. Хорошее юридическое образование, получаемое в специальных школах, могло открыть путь в высшие сословия людям, по происхождению к ним не принадлежавшим. Наиболее известным примером здесь может служить Цицерон.

Особое место в римской культуре занимала наука. Характерная особенность римской науки состояла в том, что она носила мировоззренческий характер. Наука основывалась на специфическом античном представлении о мире (космосе) как вечном, живом, неделимом, прекрасном целом. В мировоззренческом плане человек в качестве частицы целого космоса составлял неразрывное единство с природой; в социальном плане это предполагало неразрывность связей человека и общества. Именно поэтому научное знание в античности не предполагало деятельного овладения предметным миром. Античная цивилизация при высоком уровне развития знаний не стала технической цивилизацией. Несмотря на то, что в теоретической области знания значительное место занимали естественно-научные изыскания, были известны методы экспериментальных и опытных исследований, они довольно слабо были связаны с практическим применением.

Отмеченное своеобразие характеризует в целом всю античную науку — и греческую, и римскую. Но римская наука имела ряд отличий от греческой. Как уже отмечалось, римляне, знакомясь с греческой и эллинистической культурой, отбирали для себя лишь наиболее ценное, приспосабливали заимствованное к требованиям действительности, своим потребностям и миропредставлениям. Римское общество охотно восприняло философские учения и научные традиции эллинизма. Но ценности теоретических построений греков остались для римлян внешними, не затронули глубинных основ их собственной культуры. Этим объясняется компилятивный и книжный характер научного знания в Риме. Собирая воедино научные теории эллинизма, римские авторы не ставили перед собой задачи написать самостоятельное исследование. Основной чертой науки в римской культуре стало систематизаторство, энциклопедизм в усвоении, изложении и передаче теоретического знания.

Рубрики: | Дата публикации: 25.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии