Научная революция XVII века

Научная революция XVII века и связанная с ней «математизация» теоретического мышления завершили начатое в предшествующие эпохи (Возрождение, Реформация) формирование рационализма как отличительной черты и образа мыслей, и образа жизни человека Нового времени. Рационализм становится одним из важнейших направлений философии XVII века. Начиная с Декарта, целый ряд философов рассматривают разум как основу познания и поведения людей. Создаются четкие, законченные философские системы, авторы которых пытаются дать строгое рациональное обоснование новым взглядам на мир, человека, законы познания. Складываются рационалистические учения об обществе, государстве. Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) впервые представил государство не как божественное создание, а порождение сознательной деятельности людей, как результат «общественного договора». Бенедикт Спиноза (1632-1677) развивал взгляд на общество как на систему сил, нуждающихся в сохранении устойчивого равновесия; утверждал право человека на свободу, которую он понимал как осознанную необходимость.

Рационализм проникал в литературу и искусство, входил в массовое сознание, в котором, правда, совмещался с христианской религией. Рационалистическая тенденция в массовом сознании проявлялась в преобладании здравого смысла над религиозным догматизмом и мистическим упованием на сверхъестественное, что было характерно для средневекового человека; в ориентации на предпринимательский успех и деловую инициативу. Утверждение рационализма в новоевропейской культуре не означало, однако, что она стала полностью светской. Христианская религия и церковь играли существенную роль в духовной жизни периода. В мировоззрении (научном и философском) это проявилось в приверженности тех или иных мыслителей идеям божественного творения (Ньютон, Декарт), божественного толчка (Декарт), божественного предопределения мира — предустановленной гармонии (Лейбниц), пантеизма (Спиноза).

В семнадцатом столетии глубокие изменения происходят не только в картине мира, но и в мироощущении европейского человека. Главное, что характеризует историю Европы в XVII веке, — это переходность, кризисность эпохи. Как переходное время данный период изобиловал контрастами, социальными катаклизмами (революции, войны, народные восстания), напряженным динамизмом и неустроенностью человеческой жизни, эпидемиями. Социальная действительность воспринималась человеком как нечто неустойчивое и шаткое, она не оставляла места для ренессансных гуманистических идеалов. В мироощущении европейца XVII века нарастал драматизм. Социальная ситуация эпохи, обострившая проблемы человеческого бытия, усугублялась изменившейся картиной мира, в которой человек потерял статус «венца творения». По мысли А.Ф.Лосева, открытия в области астрономии превратили Землю в ничтожную песчинку бесконечной Вселенной. Следовательно, ничтожной стала и та человеческая личность, которая обитает в этой «песчинке». Осознание того, что Вселенная не знает ни центра, ни вечных очертаний, безразлична к благополучию и счастью человека, породило трагическое мироощущение.

Рубрики: | Дата публикации: 08.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?