Архаическая эпоха

Архаическая эпоха является знаменательной не только в истории античной, но и в целом европейской культуры. Это период небывалого духовного подъема. Согласно концепции немецкого философа Карла Ясперса, архаический период совпадает с началом “осевого времени“, когда в разных культурных ареалах наблюдается “брожение в умах”, фейерверк учений, идей, религиозных реформ. В Индии выступает с проповедью Будда, в Китае почти одновременно появляются Лао-цзы и Конфуций. В Греции зарождается философия — принципиально новый подход к познанию мира.

В архаический период формируются все основные сферы древнегреческой культуры: архитектура, скульптура, литература (лирика), театр, живопись. Но наивысшего подъема, полного расцвета все эти сферы достигли уже в классическую эпоху.

Классическая эпоха — это период великого расцвета полисной организации древнегреческого общества, оказавшей влияние на все стороны его жизни. Полисная структура включала город и прилегающую к нему территорию. Полис представлял собой гражданскую общину (отличную от родовой, соседской и других общин). В ее основе лежала античная форма собственности, которая была одновременно государственной (совместной) и частной. Каждый гражданин имел право на часть общинной собственности (земли). Но верховным правом на землю (правом владеть, пользоваться, распоряжаться ею) обладал только коллектив граждан. Взаимосвязь и взаимообусловленность права собственности на землю и гражданских прав способствовали признанию всех граждан равноправными.

Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах государственной важности. Несомненно, что в условиях рабовладения такой строй может быть назван демократическим лишь с известной долей условности. Но, тем не менее, наличие демократических учреждений отличало полисный строй от восточных деспотий. В отличие от Египта, Персии и других восточных государств, где правители обожествлялись, у граждан греческих полисов не было трепета перед самим понятием высшей власти.

Важнейшей особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит, и своей собственности. Экономика полиса базировалась на земледелии и скотоводстве, виноградарстве и садоводстве. Основным принципом его хозяйства была идея автаркии (самообеспеченности). Излишки продуктов составляли предмет продажи и обменивались через рынок. Таким образом, полис осуществлял экономические, военные и политические функции.

Рубрики: | Дата публикации: 24.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?