Жизнь, как исходный принцип метафизических, психологических, нравственных оценок
Имеет ли жизнь человека какую-либо цену? Стоит ли жизнь того, чтобы жить?
Философы по-разному отвечают на эти вопросы. Одни из них: смысл жизни – в согласии с собственной природой и удовлетворение потребностей, получение наслаждения и ра-дости, в развитие творческих способностей и труде на благо общества. Некоторые философы считают, что смысл жизни в самом существовании.
В 19 веке самые песиимистические оценки жизни давали немецкие философы Шопенгауэр и Гартман: мир лежит во зле и человек не в совтоянии его изменить. Зло присуще ми-ру всилу его сущности и жизнь человека неотделима от стра-дания и скорби. По мнению Шопенгауэра, в основе мира за-ложена воля, стремление к внешнему выражению. Но всякое стремление имеет своим источником неудовлетворенность, которая свиджетельствует о напряжении и страдании. Таким образом, природа человека содержит в себе вечное напря-жение и страдание. Удовлетворив свой желудок, человек по-падает в объятие скуки, т.к. у людей нет возвышенных жела-ний и потребностей, которые требуют без остатка всей жизни. Страдания жизни обостряются их осознанием. Чем развитее человек, тем глубже его страдания. С точки зрения Шопен-гауэра, даже удовольствие отрицательно, т.к. оно иллюзорно, лишено положительного содержания и означает отсутствие страдания. Реально лишь зло. Добро – есть отрицание зла. Отсутствие страданий человек воспринимает как удовольст-вие, как добро. Но для человека существенно не то, что от-сутствует, а то, что присутствует (страдания, болезна и т.д.). Не жить лучше, чем жить, но он не предлагает самоубийства. Он предлагает подавление воли, отказ от желаний, как ле-карство от мирового зла.
Гартман доказывал, что сущность мира — является без-сознательное. Оно объективируется в мире, порождая людей с их сознанием. Люди целью жизни считают счастье, но оно недостижимо, т.к. человек не может избавиться от потребно-стей. Даже удовлетворение потребностейс – это истощение организма, его нервной системы, органов чувств, и т.д. За все радости и успехи люди должны платить своим собственным здоровьем. Люди ценят здоровье, молодость и богатство, но здоровье – отсутствие болезни, молодость – отсутствие ста-рости. Т.е. то, что ценят люди – это отрицательные стороны, поэтому, неудовольствие, болезнь, немошь – являются на-стоящими хозяевами жизни.
Гартман не верит в пользу мирового прогресса. Культура портит людей. Чем образованнее человек, тем меньше он доволен жизнью. Искусство – опиум, с помошью которого лю-ди пытаются спастись от скуки.
Хайдеггер разъяснял, что философия не должна стоять на позициях нормального человека. Она должна исходить из специфики человеческого бытия, а человеческое бытие ха-рактеризуется тем, что вся ответственность за него лежит на людях. Но люди не могут не ошибаться. Однако, это не озна-чает, что в руках человека все выраждается и выраждается он сам. Наоборот, бытие человека связано с культурой, сози-данием ценностей, а так же критическим осознанием собст-венных достижений и промахов. Это позволяет людям устра-нить то, что они не доделали.
Один из последователей французского экзистенциализма Камю пишет, что человеку суждено нести крест несчастья и факел надежды. Он должен улучшать все что может, но и по-сле этого, даже в самом совершенном обществе будут ум-рать невинные. Несправедливость и страдания останутся. Смысл существования в самом существовании, в бытии че-ловека, и ценность его жизни – в способности совершенство-ватьь мир и самого себя.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 01.07.2010
Комментарии и Отзывы