Завет на горе Синай и его основные положения.
Этот завет — послед¬ний и самый важный из всех договоров между Богом и людьми, о которых го¬ворится в Пятикнижии Главные его условия таковы: евреи должны почитать бога Яхве и ни в коем случае не поклоняться другим богам, а Яхве сделает их своим избранным народом и будет им покровительствовать. Это покровитель¬ство выразится в частности в том, что еврейскому народу будет дана во вла¬дение сказочно богатая земля Ханаанская. Несколько подробней обязательства, возлагаемые заветом на народи Израиля перечислены, в так называемом Десятисловии — десяти заповедях, которые Бог дал Моисею на горе Синай . Эти заповеди запрещают: 1. Поклоняться иному богу кроме Яхве, 2. Делать себе кумиров (идолов и другие изображения), 3. Произносить напрасно имя Бога (то есть имя «Яхве»); и требуют: 4. Считать субботу праздничным днем и не работать в этот день, 5. Почитать отца и мать, 6. Нe убивать, 7. Не прелюбодействовать, 8. Не красть, 9. Не про¬износить ложного свидетельства, 10. Не желать дома и другого имущества | своего ближнего (Исх , 20: 3-17).
Левит. Кроме десятисловия, Моисей получает на горе Синай ещё множество предписаний как морально-правовых, так и, в особенности, обрядовых. Последние составляют идущую за Исходом книгу Левит. Она полностью посвящена религиозно-ритуальным проблемам. Много здесь внимания уделяется жертвоприношениям. Точно указывается, в каких случаях их надо совершать; каких животных можно приносить в жертву, а каких нельзя; подробно описан процесс жертвоприношения. Немало предписаний кается употребления пищи: говорится о том, мясо каких животных можно есть, а каких нельзя. Имеются в этой книге санитарно-гигиенические, медицинские и некоторые другие предписания.
Числа. Путь в Ханаан. После заключения завета евреи двинулись в путь к обещанной им земле. О том как он проходил, рассказывается в четвёртой книге Пятикнижия – книге Числа. Чего только не было на долгом и трудном пути в Ханаан. Приходилось сражаться с племенами, отказывавшимися пропускать израильтян через свои земли, неоднократно часть народа восставала против Моисея, а иногда и весь народ проявлял строптивость и непокорность Яхве, который вынужден был его наказывать. И вот когда евреи подошли к Ханаану очень близко, были посланы разведчики, подтвердившие сказочное богатство этой земли; они так же сообщили, что её города хорошо укреплены и населены храбрым и сильным народом. Тогда израильтяне, испугавшись, заявили о том, что лучше будет вернуться в Египет, чем погибнуть, сражаясь с вильным противником. Это было тяжёлое прегрешение, ибо они усомнились не в своих силах, а в могуществе Яхве, который должен был дать Израилю победу. Тяжёлым было и соответствующее наказание: евреи должны были сорок лет кружить в пустыне, чтобы в землю обетованную могли вступить только потомки согрешивших. Кроме того, эти сорок лет наполнены событиями, в которых проявлялось непослушание и неверие народа, о чём подробно и красочно описывается Иосифом Флавием в «Иудейских древностях».
Второзаконие. И вот однажды даже сам Моисей усомнился в том, что Яхве сможет дать им Ханаан. За это Моисею не суждено было вступить на землю обетованную. Но прежде чем умереть, он произносит длинную речь, обращаясь к народу Израиля, изложение которой занимает почти всю последнюю книгу Пятикнижия – Второзаконие. Основное внимание в ней уделено правовым, морально-нравственным и обрядовым предписаниям. В возрасте ста двадцати лет Моисей умирает. Израильтяне готовятся перейти реку Иордан и начать завоевание Ханаана. На этом завершается Пятикнижие Моисеево.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 27.07.2010
Комментарии и Отзывы