Задачи и структура Гражданской Обороны.
В настоящее время Гражданская оборона Российской Федерации явля¬ется составной частью системы общегосударственных оборонных мероприя¬тий, осуществляемых в мирное время в целях защиты населения и народно¬го хозяйства страны от современных средств поражения противника, а также для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и районах чрезвычайных ситуаций.
До 1987 года усилия Гражданской обороны, в основном, были направле¬ны на осуществление оборонных, экономических и социальных мероприятий в целях защиты населения и национального достояния от последствий при¬менения возможным противником современных средств поражения. Это пони¬мание Гражданской обороны полностью соответствовало международному праву, которое определяет ее как выполнение гуманитарных задач по за¬щите гражданского населения от последствий военных действий и стихий¬ных бедствий, аварий, катастроф, а также созданию условий для его вы¬живания. Статус Гражданской обороны был установлен Дополнительным про¬токолом № 1 к Женевским конвенциям о защите жертв войн, ратифицированным Верховным Советом СССР в августе 1989 года.
Структура Гражданской обороны была достаточно совершенной, о чем свидетельствует ее оценка многочисленными зарубежными экспертами, по¬сетившими нашу страну в последние годы (США, Канады, Швеции, Финлян¬дии,Германии, Италии, Швейцарии и др.)
В то же время, действия Гражданской обороны в крупномасштабных ситуациях мирного времени (Чернобыль, Армения и др.) показали ее не¬достаточную эффективность. Поэтому с 1987 года на ГО возложены задачи ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.
Таким образом, на современном этапе на ГО возложены следующие за¬дачи:
1. Защита населения и национального достояния страны от опаснос¬тей, возникающих при военных действиях.
2. Оповещение населения об угрозе жизни и здоровью людей и о по¬рядке действий в сложившейся обстановке.
3. Защита водоисточников и систем хозяйственно-питьевого водос¬набжения, продовольствия, пищевого сырья, животных и растений при чрезвычайных ситуациях.
4. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
5. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
6. Участие в разработке и осуществлении мер, направленных на по¬вышение устойчивости функционирования отраслей народного хозяйства, предприятий, учреждений и организаций в военное время.
7. Создание и поддержание в готовности систем управления, сил и средств Гражданской обороны.
8. Мобилизационная подготовка Гражданской обороны.
9. Подготовка руководящего состава, органов управления и сил Гражданской обороны, обучение населения по вопросам Гражданской оборо¬ны.
Указом Президента РФ «О Гражданской обороне» (8 мая 1993 г. № 643) общее руководство ГО возложено на Председателя правительства На¬чальника ГО ( в настоящее время Черномырдин В.С.) и Министра РФ по де¬лам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий — первого за¬местителя Начальника ГО (в настоящее время Шойгу С.К.)
Гражданской обороной на местах руководят главы исполнительных ор¬ганов власти республик в составе Российской Федерации, краев, облас¬тей, городов, городских и сельских районов, являющиеся начальниками гражданской обороны территорий.
Руководство Гражданской обороной в министерствах, ведомствах, ас¬социациях, концернах, объединениях и на объектах экономики осуществля¬ют непосредственно их руководители, которые одновременно являются на¬чальниками Гражданской обороны министерства, ведомств, ассоциаций, концернов, объединений и объектов экономики.
Ведение ГО относится к компетенции федеральных органов. Такое по¬ложение существует во всех развитых странах. Оно объясняется тем, что в военное время вступают в силу другие правовые нормы и законы, усили¬вается централизация власти.
Мероприятия ГО, как элемент обороноспособности,осуществляются по единому плану, по единому замыслу, по единой воле.
Однако это совершенно не означает, что местные органы остаются в стороне от участия в оборонной работе. На них ложится ответственная обязанность по заблаговременной подготовке и своевременной реализации мер, определенных центром.
Органом управления Гражданской обороной на Федеральном уровне яв¬ляется Министерство по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуа¬циям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В целях эффективного и оперативного управления Гражданской обороной вся территория Российс¬кой Федерации разделена на девять регионов: Северо-Западный, Централь¬ный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Забайкальский и Дальневосточный, каждый из которых включает несколько субъектов Федерации.
Для координации деятельности территориальных органов государс¬твенного управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуа¬ций создано 9 региональных центров, размещенных соответственно в горо¬дах Санкт-Петербург, Москва, Ростов, Самара, Свердловск, Красноярск, Новосибирск, Чита, Хабаровск, которые являются полномочными органами управления МЧС. Структура РЦ представлена на слайде N 5б.
В республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, городах, городских и сельских районах и на объектах экономики созданы штабы по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида¬ции последствий стихийных бедствий. Структура штаба представлена на слайде N 5в.
Должен отметить, что смена названия не пустая формальность, она включает в себя переориентацию деятельности штабов прежде всего на ре¬шение задач мирного времени. Работа штабов осуществляется в соответствии с «Временным положением», введенным приказом Председателя ГКЧС от 4 ноября 1993 г., на правах самостоятельных управлений (отделов). Штабы, укомплектованные военнослужащими, являются воинскими учреждениями.
В министерствах, ведомствах созданы специальные, самостоятельные подразделения — штабы Гражданской обороны.
Для ведения спасательных и других неотложных работ в ГО имеются силы Гражданской обороны, которые включают войска ГО и невоенизирован¬ные формирования. Привлекаются также ведомственные формирования.
B cоответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.5.96 года N 784 «Вопросы Гражданской обороны Российской Федерации» и «Положения о Войсках гражданской обороны Российской Федерации» войска ГО- являются составной частью сил обеспечения безопасности.
Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.
Войска ГО в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обо¬роне» могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы.
Детально задачи войск ГО в мирное и военное время, порядок приме¬нения, организацию деятельности, их комплектование и порядок обеспече¬ния будут рассмотрены на следующих лекциях.
Свои задачи они могут выполнять как самостоятельно, так и во вза¬имодействии с войсками МО, МВД, ФСБ РФ, невоеннизированными формирова¬ниями объектов народного хозяйства и подчиняются Начальнику Департа¬мента войск и сил МЧС и начальникам региональных центров по месту их дислокации.
Только в 1995 году они привлекались более 100 раз на пожары, зем¬летрясения, наводнения, авиакатастрофы и т.д. Концепция развития войск ГО рассматривалась на Совете Безопасности РФ.
Совершенствование их идет по следующим направлениям:
1. Организационно-штатная структура (бригадная структура).
2. Вооружение и техника.
3. Создание учебно-тренировочной базы.
4. Создание авиационных отрядов.
5. Введение десантных подразделений.
Численность соединений и частей Гражданской обороны устанавлива¬ется Правительством Российской Федерации, организационная структура и предназначение — МЧС. Комплектование их осуществляется в добровольном порядке на контрактной основе и по призыву граждан на военную службу по экстерриториальному принципу.
По положению на 1 января 1996 года группировки войск ГО насчиты¬вали 43 соединения, в том числе:
— отдельных спасательных бригад — 8;
— отдельная учебная спасательная бригада — 1;
— отдельных механизированных полков — 17;
— отдельных мобильных и механизированных батальонов — 8;
— отдельных вертолетных отрядов — 4;
— отдельных рот специальной защиты — 4;
— отдельный автомобильный полк — 1.
В перспективе до 2000 года предусмотрено увеличение количества соединений ( осбр) к 1997 году до 16, к 1998 году до 21, к 1999 до 23 и к 2000 году до 25 соединений.
Численность войск в настоящее время составляет 28,9 тыс. чело¬век (23,8-военнослужащих), к 2000 году планируется довести ее до 55 тыс. (50 — военнослужащих).
Невоенизированные формирования ГО являются составной, наибольшей по численности частью сил Гражданской обороны.
Создаются невоенизированные формирования по территориально-произ¬водственному принципу независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. База создания — объекты экономики, их личный сос¬тав и материальная база.
Основными задачами невоенизированных формирований являются:
— проведение спасательных и других работ в ходе ликвидации пос¬ледствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
Организационно невоеннизированные формирования состоят из отря¬дов, команд, групп, бригад, дружин и звеньев различного назначения.
Формирования подразделяются по предназначению и подчиненности.
По предназначению невоеннизированные формирования подразделяются на формирования общего назначения и формирования служб ГО.
Первые предназначены для проведения спасательных и других неот¬ложных работ в очагах поражения и зонах ЧС.
К ним относятся сводные отряды (команды, группы), сводные отряды (команды) механизированных работ, сводные мобильные отряды специаль¬ной защиты, сводные мобильные отряды АЭС, спасательные отряды (коман¬ды, группы).
Вторые предназначены для выполнения специальных мероприятий при проведении СДНР, усиления формирований общего назначения и всесторон¬него обеспечения их действий при выполнении задач в очагах поражения и зонах ЧС.
Формирования служб создаются с учетом наличия базы для создания тех или иных служб.
В структуре ГО определенное место занимают службы ГО. Являясь структурным звеном системы ГО, они подразделяются на общероссийские, областные, краевые, районные, городские и службы объек¬тов.
Предназначены для выполнения специализированных мероприятий ГО, а также для обеспечения действий невоеннизированных формирований при проведении спасательных и других неотложных работ, ликвидации последс¬твий стихийных бедствий и крупных производственных аварий.
Основными службами ГО, создаваемыми в субъектах федерации и на объектах экономики являются:
оповещения и связи, противопожарная, защиты сельскохозяйственных животных и растений, медицинская, охраны общественного порядка, инже¬нерная, энергетики, светомаскировки, убежищ и укрытий, автотранспорт¬ная, техническая, материально-технического снабжения, торговли и пита¬ния, снабжения горючим, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды.
Кроме того, при наличии соответствующей базы могут создаваться и другие службы ГО: водоснабжения, газоснабжения, метрополитена, ирри¬гационных сооружений, водного транспорта, обеззараживания территорий и сооружений.
Общими задачами всех служб ГО являются:
— планирование и осуществление мероприятий ГО при переводе ГО на военное положение, проведение рассредоточения и эвакуации населения, действиях сил ГО в очагах поражения;
— создание и подготовка невоеннизированных формирований служб ГО;
— организация управления подчиненными органами и силами ГО, их обеспечение необходимыми материальными средствами;
— организация и поддержание взаимодействия с соответствующими орга¬нами управления и силами военного командования;
— руководство рассредоточением и эвакуацией подчиненных организаций и учреждений, обеспечение их жизнедеятельности в загородной зоне;
— подготовка предложений для принятия решения на ведение АСДНР;
— руководство подчиненными силами и средствами служб ГО при выполнении полученных задач.
В системе гражданской обороны развернута и действует широкая сеть образовательных учреждений, которая выполняет задачи по обучение руко¬водящего состава Гражданской Обороны всех уровней, а также по подго¬товке всего населения страны к защите от различного рода опасностей.
Ведущая роль в подготовке руководящего состава Федерального уров¬ня принадлежит созданной 3 года назад Академии гражданской защиты МЧС, призванной кроме того осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов российской системы предупреждения и действий в чрезвычай¬ных ситуациях и более низшего звена.
При территориальных штабах по делам Гражданской Обороны, чрезвы¬чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий созданы и функционируют учебно-методические центры, которые осуществляют подго¬товку и обучение руководящего состава на подведомственных территориях.
В городах и районах действуют курсы ГО.
Имеющаяся система подготовки кадров позволяет целенаправленно осуществлять обучение специалистов РСЧС, подготовку руководящего звена всех уровней и подсистем, переподготовку и повышение квалификации ра¬ботников министерств, ведомств и объектов, планомерно проводить обуче¬ние населения по вопросам ГО в мирное и военное время.
Таким образом созданная и развивающаяся на современном этапе сис¬тема Гражданской Обороны имея органы управления, силы и средства ус¬пешно решает возложенные задачи мирного и военного времени.
Созданная система подготовки кадров обеспечивает планомерную и целенаправленную их подготовку исходя из перспектив развития всей еди¬ной государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Проблемы защиты жизни и здоровья человека от всех грозных чрезвы¬чайных ситуаций превратилось ныне в одну из актуальнейших задач, стоя¬щих перед человечеством.
Для ее решения создана и развивается Российская система по чрез¬вычайным ситуациям. За время своего функционирования она доказала не¬обходимость своего существования, так как проделана большая работа по предупреждению и ликвидации ЧС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС при¬родного и техногенного характера». 11.11.94 г.
2. Указ Президента РФ «О гражданской обороне».
3. Постановление Правительства РФ N 1113 » О создании РСЧС» от
5.11.95 года.
4. Указ Президента РФ » Положение о войсках ГО РФ» N 784 от 27.5.96 года.
5. Указ Президента «О гражданской обороне» N 643 от 8 мая 1993 года.
6. Положение о МЧС. Постановление правительства РФ от 6.5.94 г. N 457.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 19.07.2010
Комментарии и Отзывы