Художественное творчество и научное познание.
Гуманистические ценности – вот что все больше сближает Большую науку и Великое искусство.
Подлинное искусство всегда несло в себе гу-манистическое содержание.
Есть еще один путь взаимопроникновения. Его озвучил один из пушкинских героев – «алгеброй гармонию проверить».
В архитектуре переплелись наука, техника и ис-кусство.
Научные исследования помогли разобраться ………….
Ученые помогли раскрыть тайну прямой и об-ратной перспективы в живописи, контрпункты и диссонансы в музыке и пр.
Рациональная сторона художественной деятель-ности характеризуется специфической формой мышления – художественным мышлением.
Согласно современным научным концепциям существует полушарная асимметрия мозга. …………….
Художественное мышление имеет в известном смысле отличную от научного мышления психо-физиологическую базу .
В XIX в. сложилась традиция трактовать ис-кусство как мышление в образах в отличие от науки как мышления в понятиях.
В диалектико-материалистической эстетике художественное мышление рассматривается как неотъемлемый компонент художественной дея-тельности. Этот компонентнаправлен на творче-ское осмысление и обобщение действительно-сти.
Своеобразие художественного мышления проявляется в образно-чувственном постиже-нии мира, в органическом синтезировании ре-зультатов действия рационального и эмоцио-нального механизмов воображения.
Наука часто начинается с анализа, а уж за-тем идет синтез
В искусстве синтез идет изначально.
Художник и потребитель произведения ис-кусства (рецепиент) работают на целостном уровне.
Один воссоздает целостно свое произведение, другой его цело-стно воспринимает. Вообразите, что мы начали бы знакомство с Ве-нерой Милосской по ее частям (это вульгарно-примитивный подход). — Ох, какой ротик, какой носик, какие пальчики… Боже, какой ужас, од-ной руки у бедняжки нет!
Рук нет, а целостность осаталась. Может быть, с рукой она бы не была такой влекущей… И ниц хочется упасть и пожалеть хочется
Эмоции влияют на весь процесс художест-венного творчества: выбор объектов, их эстети-ческое осмысление, поиск истины.
Художественная мысль — это мысль-страсть.
Она отражает сопричастное отношение к объекту.
Художественные эмоции, как полагал Вы-готский, «суть умные эмоции».
Конечно, речь у него шла о подлинно высо-ком искусстве, а не о его муляжных подделках.
Когда разум оказывается недостаточно ин-формированным, художник прибегает к эмоцио-нально-интуитивной оценке, полагается на свое эстетическое чутье.
Существенный признак художественного мышления — гипотетичность, способность мыс-лить вероятностями.
Посредством продуктивного воображения, выступающего в худож. деятельности своеоб-разным катализатором творческой мысли, удает-ся строить гипотезы, прояснять фрагменты «не-видимой» реальности, преодолевать «пустоты незнания».
Художественное мышление неразрывно свя-зано с умением видеть мир целостно, откры-вать новые непредвиденные связи.
Искусство способно восполнять определен-ную узость рассудочно расчленяющей мысли, распознавать те стороны действительности, ко-торые ускользают при исследовании формали-зованными методами.
Характерные черты художественного мышления:
— высокая эстетическая избирательность,
— ассоциативность,
— метафоричность.
На основе художественного м. создается идея, концепция произведения, осуществляется выбор выразительных средств.
Художников-мыслителей от просто та-лантливых художников отличает острое чув-ство исторической перспективы, умение осознавать дух времени, предвосхищать бу-дущее.
Калокагатия. 3 феи в одной: Добро, Истина, Прекрасное.
– И долго буду тем любезен я народу, что чув-ства добрые я лирой пробуждал…
Искусство нравственное и безнравственное.
Высокое искусство «выпрямляет» согбенного человека.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 29.06.2010
Комментарии и Отзывы