Характерные черты и принципы вероучения протестантизма.

Несмотря на то, что между учениями различных направ¬лений протестантизма существует большая разница, можно выделить основное исходное ядро этого учения. Вот в чем оно заключается.

1. Католическая и православная церкви признают как Свя¬щенное писание (Библию), так и Священное Предание (уче¬ние о церкви, богослужении, жития святых, произведения Отцов церкви, святителей, т.е. все то, что было выработано в письменной или устной форме за длительную историю церк¬ви помимо Библии). Разница между православием и католицизмом в плане признания Священного предания с весьма существенна, так как Католики признают решения 21 Вселенского собора, в отличие от православия, признающего решения первых семи соборов раннего христианства. Протестантизм же, в отличие и от православия, и от католицизма признает исключитель¬но Священное писание, предание же, созданное людьми, с точки зрения протестантов, не является истинным. Лютер, например, считал, что в учении церкви правильно все, что не противоречит. Писанию. Цвингли шел еще дальше, утверж¬дая: истинно только то, что подтверждено Библией. Лишь Библия является вечным источником Божественной мудрости. Это сам «голос Божий», обращенный к людям. Следовательно, надо максимально бережно и внимательно относиться к каждому слову, каждой букве Писания. Имен¬но поэтому первые протестанты немедленно принялись за пе¬ревод Библии с латыни на все европейские языки.

2. Протестанты утверждают, что человека могут оправдать и спасти не молитвы, не исполнение обрядов, не «сверхдолжные дела», не благодать священников, а личная вера в Бога.

Догмат «оправдания одной верой» — центральная идея протестан¬тизма, впервые сформулированная М. Лютером. Трудно сказать, что именно подтолкнуло великого богосло¬ва к этому заключению. Скорее всего это была его собствен¬ная непростая жизнь, полная упорного духовного поиска, ра¬зочарований и тяжелых кризисов. Безуспешно ища путь к спасению в монастыре он сделал для себя важный вывод: че¬ловек слишком слаб, чтобы стать праведным. Христос своим крестным страданием уже расплатился за все прошлые и бу¬дущие человеческие грехи, следовательно, каждый, кто ис¬кренне уверует в Иисуса, независимо от его праведности, бу¬дет спасен.

3. С точки зрения протестантов, никто не может быть по¬средником между Богом и людьми. У человека достаточно сил для того, чтобы самостоятельно и индивидуально найти путь к Богу. Следовательно, каждый может получить божествен¬ную благодать и любой человек может являться сам для себя священником (принцип всеобщего священства). Более того: каждый живущий по вере и справедливости может, хотя бы немного, стать для окружаю¬щих самим Иисусом Христом. Для протестанта пастор (или другой руководитель общины) — не священник, а наиболее знающий и авторитетный человек, организатор службы, зна¬ток писания. Священнослужитель не наделен никакой апос¬тольской благодатью и, следовательно, не имеет права от¬пускать грехи, говорить от имени Бога. Из этого вытекает и категорическое отрицание монашества протестантами. Протестанты мотивируют это положение очень просто: в Евангелиях ничего не сказано впрямую о необходимости ду¬ховенства и тем более о его духовной власти над другими людьми. Естественно, что не может быть речи о безбрачии (целибате) церковных служителей, которые по положению ничем не отличаются от людей, занятых другими делами: учителей, врачей, военных и т.д. Из этого следует, что в качестве служителей церкви во многих протестантских деноминациях (букв, наименованиях, т.е. течениях) женщины могут высту¬пать наравне с мужчинами. Протестанты заявили, что никакая земная организация, включая и любую церковь (в том числе и протестантскую), не может быть признана безгрешной и нереформируемой. Все в жизни течет и меняется, меняются и формы религиозной жиз¬ни. Одно лишь неизменно — само Писание.

4. Последователи Реформации признают меньшее количе¬ство таинств (обычно крещение и причащение, т.е. два из семи). Таинства у протестантов имеют не мистический, т.е. тайный, непознаваемый, а символический смысл. Православный, вкушая хлеб и вино, верит в то, что они «пресуществлены» в тело и кровь Христову, а для протестан¬та это скорее напоминание о Христе, символ. Месса не явля¬ется, таким образом, священнодействием. Нет в протестантизме и заупокойных богослужений, молитв за усопших.

5. В протестантских церквях нет культа Богородицы и свя¬тых, так как эти культы считаются выдуманными людьми. «Слава только Богу» — говорят протестанты.

6. Протестантское богослужение чрезвычайно упрощено (в некоторых течениях сведено до минимума). Здания церк¬вей простые, могут использоваться обычные комнаты. Нет культа икон (кроме того, большинство протестантских деноминаций культы поклонения иконам считают идолопоклонством), статуй, святой воды, мощей, четок, не горят све¬чи. Крест воспринимается некоторыми протестантами как символ, но и это не обязательно. Очень упрощено музыкаль¬ное оформление служб, хотя в протестантской духовной и бо¬гослужебной музыке немало величайших мировых шедевров. Правда, в вопросе о церковной службе различные течения протестантизма сильно различаются: от полного ее отрицания до упорядоченного богослужения с разработанными текстами и правилами.

7. У протестантов нет церковной иерархии. Очень важно, что протестантизм, расколовшийся на множество течений, сект, групп, не имеет единого руководства и управления. Исходя из представления о самоценности и силе человека, вопросы веры предоставлено решать каждому самостоятельно. Это стало предпосылкой для постоянных расколов и дробления протестан¬тских церквей, что считается нормальным и никого всерьез не смущает. С православной же точки зрения, многочисленные расколы протестантов — Божье наказание за самоволие.

8. В протестантизме каждый человек имеет право и свобо¬ду читать и по-своему трактовать Священное Писание. Сво¬бода трактовки дает простор человеческому уму и творчеству, но имеет и побочное следствие: новые протестантские объеди¬нения иногда так далеко уходят от первоначальной основы, что подчас утрачивают главное содержание христианского учения.

9. Для протестантизма характерно активное внедрение цер¬кви в мирскую жизнь верующих. Грань церковного и мирского (светского) совершенно размыта, церковных праздников мень¬ше, чем в католичестве и православии, часто они сочетаются с гражданскими праздниками и памятными датами. Протестан¬тское миссионерство (от лат. missio посылка, поручение), т.е. распространение своей веры, отличается активностью и наступательностью, что можно наблюдать в последние годы в Рос¬сии. Быть миссионером — долг каждого протестанта. Проте¬стантизм более гибко приспосабливается к современным условиям жизни, активно ищет поддержку и новых сторонни¬ков среди людей всех стран и национальностей.

Таким образом, можно сказать, что протестантизм — это христианство без мистики, без священства, с упрощенными обрядами и богослужением, с идеологией, которая поощряет трудолюбие, скромность, бережливость, нравственное поведе¬ние. Протестантизм в целом сориентирован на обустройство земной реальной жизни людей, дистанция между светским и церковным в нем гораздо меньше, чем в православии или ка¬толичестве. Логично было бы думать, что страны, где господ¬ствует протестантская идеология или, как принято говорить сейчас, протестантская ментальность (менталитет — слово, пришедшее из латинского языка, которое обозначает образ мышления, общую культурную и духов¬ную настроенность человека или чаще группы людей, нации), должны давать миру образец нравственности… Увы, добро и зло, по истине действительно морально-нравственные категории — и нтерпретируются, и воплощаются в жизнь с существенными различиями, как отдельными людьми, так и деноминациями.

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

1 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии