Взгляды сербского социалиста Светозара Марковича на строительство национального государства в Сербии1

Воронкова Ирина Сергеевна

аспирантка

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

E–mail: antze1984@mail.ru

Введение

Светозар Маркович родился в сентябре 1846 г. в сербском городе Заечаре и умер от туберкулеза в 1875 г. в Триесте, не дожив до 29 лет. Маркович был сербским революционным демократом, идейным предшественником сербской социал-демократии, философом-материалистом, публицистом и литературным критиком. Он родился в семье мелкого чиновника. Получил высшее техническое образование в Белграде (1863 –

1866 гг.), Петербурге (1866 – 1869 гг.), Цюрихе (1869 – 1870 гг.). Участвовал в русском революционном движении, был близок к подпольной петербургской организации

«Сморгонская академия». В Швейцарии был агентом-корреспондентом русской секции 1- го Интернационала. С лета 1870 г. в Сербии развернул пропаганду социалистических идей среди учащейся молодёжи. Издавал первую на Балканах социалистическую газету

«Раденик» («Работник») (1871 – 1872 гг.); был редактором газет «Явност» («Общественность») (1873 – 1874 гг.), «Ослободжене» («Освобождение») (1875 г.). По причине отсутствия в аграрной Сербии пролетариата оказался гениальным популяризатором и адаптатором социализма для местных условий.

Традиционно в историографии позиция С. Марковича по решению сербского национального вопроса считалась неясной и эклектичной [3; 6]. Нам представляется, что напротив значение теоретического наследия Марковича именно по этому вопросу очень велико, так как он оказался первым сербским политическим деятелем, реально осознавшим опасность лозунгов объединения всех сербов в одном государстве и реставрации идеи Душанова царства для строительства прочного государства.

Результаты

В комплексе рассуждений Марковича по сербскому и югославянскому вопросам исследователями выделяется несколько тематических блоков: 1) проблема решения

сербского национального вопроса в самой Сербии; 2) проблема югославянского

объединения, его условий и способов осуществления [3].

Говоря об особенностях сербского народа, С. Маркович один из немногих, кто в то время, да и позднее, открыто указывал на отсутствие национального единства сербского народа. Он осознавал, что жизненный уклад и исторические традиции у сербов, проживавших в Боснии, Черногории и в Сербии сильно отличаются друг от друга, и это неизбежно наталкивало его на вопрос о том, как и что можно построить на таком

национальном фундаменте [5].

Исследователи часто обращали внимание на то, что в работах Марковича принципу национальности, который становился ведущим во внешней политике XIX в. уделено недостаточно места, однако Маркович неоднократно указывал на него. Согласно Марковичу, принцип национальности означает, что все, кто говорит на одном языке, имеет общие привычки и обычаи, и, следовательно, общие потребности – имеют право объединить свои ресурсы для достижения общих целей, то есть имеют право создать

собственное государство [4]. Существующие династические и исторические права Маркович считает предрассудками, противоречащими принципу национальности, и указывает, что руководствоваться ими при создании национальных государств нельзя. Это звучит как приговор идее Великой Сербии.

1 Тезисы доклада основаны на материалах исследований, проводимых в рамках работы над диссертацией на тему: «Общественно-политические взгляды сербских социалистов последней трети XIX века».

С его точки зрения политическая идея Великой Сербии была утопией, поскольку на пути ее осуществления стояли непреодолимые препятствия. Основным препятствием на пути осуществления этой идеи Маркович считал независимую Черногорию, которая имела точно такие же претензии на Боснию, Герцеговину и Старую Сербию, как и Сербия. Более того, в намерения Черногории совершенно определенно входило создание независимого сербского государства, что противоречило династическим интересам сербских князей [1]. Кроме того, концепция Великой Болгарии находилась в прямом противоречии с сербской.

Таким образом, Маркович точно увидел основной недостаток идеи Великой Сербии – неочерченность границ. Отсутствие четко сформулированных границ, до которых Сербия предполагала расшириться, таило в себе зародыши всех последующих конфликтов между югославянами.

Идее Великой Сербии Маркович противопоставил свою концепцию Балканской федерации. Будучи сторонником реформистского пути, когда речь идет о внутреннем развитии сербского государства, во внешнеполитических вопросах Маркович был сторонником революционных изменений. Он полагал, что только революция является единственной правовой основой и единственным возможным путем создания нового сербского государства. Поскольку только в этом случае перестанут существовать все династические и исторические права, в которых погрязли народы Австо-Венгрии, а также государственное право самостоятельных малых сербских государств – Сербии и Черногории. С прекращением существования всех этих государств останется сербский народ в целом, который на основе всеобщего договора создаст новый государственный порядок – балканскую федерацию на основе самоуправления.

Литература

1. Маркович С. Сербия на Востоке // Маркович С. Избранные сочинения, М., 1956.

С. 424.

2. Маркович С. Социализм или общественный вопрос // Маркович С. Избранные сочинения, М., 1956.

3. Јанковић Д. «О Светозару Марковићу (поводом стогодишњице његове смрти)» //

Анали правног факултета у Београду, 3/1975.

4. Марковић С. «Велика Србија» // Марковић С. Целокупна дела. Књ. I, Београд, 1987.

С. 187.

5. Марковић С. «Критика на «Младу Србадију»» // Марковић С. Целокупна дела. Књ.

IV, Београд 1995. С. 24.

6. Стамболић П. «Видовита антиципација онога што се остварује данас. Значај дела Светозара Марковића за друштвени и политички развој Србије» // Марксистичка мисао, 1/1975.

Рубрики: | Дата публикации: 11.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?