ВВЕДЕНИЕ
Одним из принципиальных изменений в политической и социально-экономической жизни современной России является переход к правовому государственному устройству и правовому регулированию общественных отношений. «Для духовного величия Государства необходима не одна свобода, необходим порядок на основе права».1 Во время господства командно-административной системы недостатки и «белые пятна» в области права устранялись применением принципа целесообразности с точки зрения господствовавшей идеологии и толкованием общественных отношений чиновниками. Правовое государство предполагает безоговорочный приоритет (диктат) норм прав перед любыми авторитетами и мнениями. Если норма права перестает удовлетворять общественным интересам, она сначала должна быть пересмотрена, а лишь затем возможно ее игнорирование.
В настоящее время в России происходит процесс построения правовой базы демократического государства. Необходимость создания такой базы обусловлена исторически. Правовое наследство командно-административного режима непригодно к использованию в современных и перспективных условиях. Сложившаяся правовая ситуация характеризуется как правовой вакуум. Если ранее отсутствие какой-либо необходимой нормы права часто подменялось «классовым самосознанием» или «руководящими и вдохновляющими указаниями», то ныне требуется полноценный правовой механизм, свободный от произвола и идеологических пристрастий.
«Твердая государственная власть зиждется на уважении к закону; как бы хороши ни были законы, но там, где власть . . . сама будет относиться к ним поверхностно, где представители ее вместо осуществления закона будут действовать по своему произволу и злоупотреблять . . . властью, где гражданин будет знать, что норма деятельности определяется не законом . . ., а усмотрением лиц «власть имущих», там не может быть . . . истинного порядка и того, что составляет поддержку всякого общества — уважения к закону.»2
Стройная и функционально достаточная система права — основной признак правового государства. В современной России созданы только отдельные фрагменты правового пространства. Верховенство закона, как регулятора отношений, закрепленное в Конституции Российской Федерации (далее — Конституция), должно найти конкретное воплощение в законодательстве, регулирующем все стороны жизни общества, в том числе и в области транспортных отношений. Но главное — право должно проникнуть в сознание людей, стать регулятором их поведения.
Сказанное в полной мере применимо к разнообразным, специфичным и до конца не исследованным отношениям, возникающим в транспортной отрасли, а также к отношениям, связанным с транспортной деятельностью физических лиц. Законодательное урегулирование таких отношений — актуальная задача. За годы реформ принято и введено в действие много новых нормативных правовых актов. Оценивая нормативно — правовую базу транспортного комплекса можно констатировать, что она, несмотря на ее незавершенность, коренным образом отличается от нормативно-правовой базы советского периода. Осуществление транспортной деятельности в новом правовом пространстве требует соответствующей подготовки руководителей и специалистов организаций транспортного комплекса.
При изучении транспортного права следует обратить внимание на особые роль и значение этой дисциплины в системе профессиональной подготовки руководителей и специалистов. Общеизвестно, какое значение в бывшем СССР придавали идеологической компоненте образования, занимавшей до трети учебного времени в вузах и техникумах. Объяснение этому факту очевидно — прежняя Россия была идеологическим государством советского социалистического типа. Нынешняя Россия — государство, прежде всего, правовое. Отсюда следует вывод о том, что ныне правовые знания по своей роли в жизни
1 Из Тронной речи Императора Николая II во время открытия Первой Государственной Думы
Российской Империи 27.04.1906 (по ст. стилю).
2 А.Ф. Кони. Избранные произведения. М.: Юриздат, 1956. С.4.
общества имеют то же функциональное назначение, какое ранее имело овладение официальной идеологией.
Если ранее любой вопрос увязывался с установками съездов и пленумов, то теперь в каждом случае прежде всего следует четко установить правовые возможности и последствия принимаемых управленческих решений и совершаемых действий. Без овладения правовыми знаниями невозможно осуществление успешной хозяйственной деятельности. Управленец, в совершенстве овладевший методами менеджмента, экономического анализа, маркетинга и прочих специальных дисциплин, но не владеющий правовыми знаниями, неизбежно приведет корабль своего предприятия на рифы. Поэтому правовые знания служат фундаментом образования администратора и хозяйственника. Правовые знания -необходимое условие для успешной работы транспортной организации или индивидуального предпринимателя на рынке (разумеется, далеко не достаточное).
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 13.07.2010
Комментарии и Отзывы