Второе направление создания интервью анкета – коллективного интервью, когда один основной вопрос (и последующие, направляющие диалог вопросы) задается социальной группе людей, например, группе рабочих, учащихся и т. д. Как правило, эта разновидность интервью требует от журналиста более тщательной подготовки, глубокого изучения аудитории, создания условия психологической совместимости интервьюера и интервьюируемого.
В плане создания психологического момента в интервью показательна беседа студента-практиканта факультета журналистики «Папа, мама и я» в радиопрограмме для старшеклассников. Радиоинтервью начинающего радиожурналиста не лишено погрешностей, но в целом оно еще раз утверждает тезис: в общении с избранными для беседы людьми корреспондент не должен быть сторонним наблюдателем. Откровенность в разговоре возникает только в ответ на откровенность, на сопереживание, на понимание аудитории.
В этой передаче журналист, на первый взгляд, ставит простую цель: получить у ребят из одного класса ответ, какие у них взаимоотношения с родителями. Проще всего было получить однозначный – положительный ответ. Но по логике вещей такого быть не может. Журналисту хотелось добиться большего – выяснить отношения между поколениями в семьях. Это неисчерпаемая и часто болезненная тема – «отцов и детей». И в разговоре на эту тему растущее поколение могло раскрыться чрезвычайно глубоко.
Постараемся восстановить кратко наиболее примечательные в психологическом плане моменты общения журналиста с аудиторией накануне и в ходе записи беседы на пленку.
Двенадцать одноклассников собрались в классе после уроков и задержались до самого вечера. Журналист понимал, что добиться настоящей «исповеди» от стольких человек сразу – непросто, поэтому долго не включая магнитофон, говорил с ребятами обо всем – о школе, о кино, о собаках (трое были увлеченными собаководами), как будто пришел просто пообщаться, узнать о них побольше и рассказать о себе, о своей работе, увлечениях. И когда был уже плотный контакт, когда ребята ему уже доверяли, включив магнитофон, рассказал о своих родителях, немного пожаловался: не всегда, мол, понимают, отношения порой не ладятся, хотелось бы большей близости… Лед тронулся. Все заговорили о том же, всем действительно было что сказать. Это было не просто интервью, это было интервью-откровение. Многие самые драматичные фрагменты разговора из этических соображений журналисту пришлось потом убрать. Например, когда Сергей Н. Сказал: «раньше отец меня бил. Сейчас не трогает – у меня собака».
И в интонациях других ребят не было ни нотки равнодушия, это чувствуется даже в тексте фрагментов передачи.
Корр.: — Кто для тебя твои родители: друзья, советчики, внимательные товарищи и помощники?
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 23.07.2010
Комментарии и Отзывы