Возникновение и становление христианской церкви.

Язычество, совсем иначе, чем христианство, смотрело на земную жизнь и загробное существование. Некоторые языческие религии не предпо¬лагали идею загробного существования, другие, например, древнегреческая религия рисовали загробную жизнь в мрачных красках. Следовательно, такие религии не могли дать утешение тем людям, которые не могли добиться улучшения условий земного существования.

Христианство же смогло дать им такое утешение. В первые десятиле¬тия своего существования христианство достигало этого с помощью учения о скором конце света и Страшном Суде, которые уничтожат все царящее в этом мире зло и несправедливость. Отражением этих настроений является одно из самых мрачных сочинений Нового Завета — Апокалипсис, но и в более поздних книгах находятся упоминание о скором конце света. Потом эти идеи отходят на второй план, конец света переносится на неопределенно отдаленную перспективу, а в качестве основной утешительной идеи выступает уже учение о загробном воздаянии. Именно туда, на ожидающий каждого человека после смерти суд, переносится наказание грешников и воздаяние — праведникам. Причем ранее христианство обещало райское блаженство в первую очередь, беднякам и обездоленным.

Возникновение и становление христианской церкви.

Христианская вера рождалась и утверждалась в муках и гонениях. Первые христиане по образцу самого Христа стано¬вились мучениками, претерпевали унижения и страдания. Но¬вая вера считалась опасной как для иудейского священства, так и для римских властей. Римские императоры были язычника¬ми и вели образ жизни, прямо противоположный заповедям Христа. Немалую роль в неприятии христианства играла и оп¬ределенная инертность человеческой мысли, нравственная не¬подготовленность людей к восприятию новой религии. Христи¬анство представляло прямую угрозу для власть имущих того времени, оно являлось, как говорят культурологи, «контркулътурой», которая отстаивала себя в борьбе, утверждая свою истину стойкостью духа, словом и личным примером.

Первыми распространителями христианства стали 12 апо¬столов (букв, с гр. посланники), они основали христианские общины. Самые известные из апостолов — Петр (считаю¬щийся основателем христианской церкви), Павел (бывший ярый фарисей, который не был прямым учеником Христа, но, уверовав в него, очень много сделал для разъяснения в своих проповедях учения Иисуса), Андрей (распространявший хри¬стианство в разных странах, в том числе и в России, и, по вер¬сии древнерусской летописи «Повести временных лет», осно¬вавший Киев).

Христианское предание подробно рассказывает о каждом из апосто¬лов. Очень драматична и поучительна история Павла. Он носил два име¬ни — латинское (Павел) и еврейское — Савл. Это был очень одарен¬ный юноша из фарисейской семьи. Он получил отличное образование в иудейской школе, хорошо ориентировался в античном наследии и призна¬вал за древнегреческой (языческой) литературой огромное значение. Как и большинство фарисеев, Павел не увидел в безвестном Христе из На¬зарета Мессию. Он не только фанатично спорил с первыми христиана¬ми, но и лично участвовал в гонениях на них. На его совести была кровь одного их первых христианских мучеников — Стефана: Павел был од¬ним из тех, кто до смерти «побил его камнями». Но вскоре, по пути в Дамаск (куда он направлялся, чтобы с удвоенной энергией бороться с христианами), на него снизошло озарение и жизнь Павла круто переме¬нилась. Из гонителя он превратился в горячего проповедника и миссио¬нера христианства. В 65 году н.э. за свою веру он был приговорен импе¬ратором Нероном к обезглавлению и казнен вместе с апостолом Петром. Можно по-разному относиться к рассказам о деятельнос¬ти апостолов: в них есть противоречия, временные несоответ¬ствия. Но факт быстрого распространения христианского уче¬ния налицо. На смену первым апостолам пришло их «второе поколение», затем третье и т.д. Апостолы, по мнению хрис¬тиан, несли не только истины учения Христа, но и благодать (по гр. харизма), т.е. особую божественную силу, которая пе¬редавалась через специальный священнодейственный акт ру¬коположения в священство.

В первые века христианства появились христианские свя¬тые — мученики и мученицы за веру (Вера, Надежда, Лю¬бовь, Варвара, Екатерина и др.). Культ святых — людей, наделенных за праведность и стойкость особыми выдающи¬мися свойствами и способностями, — очень важен в католи¬честве и особенно в православии. Святые выступают в каче¬стве заступников, посредников между людьми и Богом (протестанты отрицают культ святых).

В раннехристианской церкви постепенно сформировалось учение о семи Таинствах: крещении, миропомазании, прича¬щении, покаянии, елеоосвящении (обязательных для всех хри¬стиан), а также браке и священстве (не обязательных). С хри¬стианской точки зрения принято различать Таинство и обряд. Первое имеет божественное происхождение и связано с внутренней духовно-нравственной жизнью верующего человека. У обряда — церковное происхождение: он создан не самим Богом, а людьми. Обряд направлен на жизнь и деятельность человека в реальном мире и обществе (например, обряд освя¬щения жилища или корабля, уходящего в далекое плавание). Вначале христиане, гонимые властями империи, собирались для своих молитв тайно, под покровом ночи (в память об этом в православной церкви служится Всенощная, т.е. богослуже¬ние, которое длилось в древности «всю ночь»). Складывались тексты молитв и песнопений, утверждался единый порядок хода богослужений. Авторами «чинов» (т.е. текста и последо¬вательности важнейших служб) выступали, как называют их христиане, Отцы церкви — наиболее авторитетные и заслу¬женные ее устроители и святые. Это Василий Великий, Гри¬горий Богослов, Иоанн Златоуст и др. Они пережили доно¬сы, гонения, странствия, но не только сохранили и укрепили веру, но и заложили основы современной христианской церк¬ви. Отцы церкви создали чин литургии (с гр. богослуже¬ние) — главного богослужения христиан, которое у католиков называется мессой. Для осуществления богослужений в церкви появились диа¬коны (букв, служители), епископы (сверху смотрящие), т.е. начала вырисовываться система христианской церковной иерар¬хии (букв, с гр. священной власти). Со временем в христианс¬кой церкви установились три степени священства: дьяконство, иерейство и пресвитерство, сохранившиеся у православных и ка¬толиков по сей день. Священнослужители назывались также клир (с гр. жребий). Это может свидетельствовать о том, что в ранней христианской церкви священнослужители выбирались по жребию из мирян. Однако, это название могло иметь и дру¬гой оттенок: клир — жребий к особому апостольскому призва¬нию, которое дано далеко не всякому. В первые века христианства зародилось и христианское мо¬нашество (от гр. монос — один, монастырь — букв, уединенное жилище). Находились люди, которые по примеру апостолов отрекались от земных благ, служа делу распространения но¬вой веры. Вообще идея воздержания, самоограничения во имя духовного совершенствования (а не как самоцель или средство оздоровления своего тела!) очень характерна для христианско¬го учения. Вспомните хотя бы пребывание Иисуса Христа в пустыне. Однако жить в самоограничении может не каждый человек, что было отмечено еще древними мудрецами.

Появление монашества относится к IV в., когда некоторые христиане стали удаляться от мира, превращаясь в пустынни¬ков, отшельников. Монахами были многие учителя и Отцы церкви. Один из знаменитых отшельников — старец Антоний Великий — жил в Египте в III—IV вв. Он раздал свое иму¬щество и ушел в пустыню, где боролся с искушавшими его демонами, являвшимися в виде диких животных. Прожил Ан¬тоний более ста лет. Постепенно возникла и идея коллектив¬ного общего жития монахов (так называемая киновия). Ос¬нователем общежитийного монашества был Пахомий, также прозванный Великим. Он создал первый устав коллективной монашеской жизни.

В IV в. н.э. огромная Римская империя распалась на две части: Западную и Восточную (Византию). Окончательное разделение произошло в 395 г., однако упадок западной час¬ти государства и столицы — Рима начал ощущаться гораздо раньше. История Византии, как вы знаете, имела длинное про¬должение, а Западная Римская империя пала под ударами варваров немногим менее чем через столетие после разделения. Постепенно враждебное отношение римских императоров к христианству стало меняться. Следует отметить осознание новой веры и, что немаловажно, власти увидели в христиан¬стве могучую силу, которую можно поставить себе на служ¬бу. Из гонимой христианская церковь превратилась в наибо¬лее авторитетную, господствующую и государственную. Решительный шаг сделал в этом направлении римский император Константин Великий (285—337 гг ). Большое влияние а Константина его мать Елена. Елена была причислена к лику святых. Сохранив значение язычества в империи, Константин из¬дал в 313 г. знаменитый Миланский эдикт, уравнивавший в правах христианство и другие религии. В православии Кон¬стантин причислен к лику святых как равноапостольный (т.е. равный по значению апостолам), в католичестве он очень ува¬жаем, но не считается святым. Фактически после появления Константина, при императоре Юлиане (Отступнике), несмот¬ря на временную утрату своего влияния, христианство утвер¬дилось в качестве государственной религии Римской империи, а Византия стала оплотом восточного христианства. С этого времени христианство действительно становится основой для всей будущей европейской цивилизации.

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии