Возможное и действительное

Действительность – это уже реализованная возможность.

Для субъекта исторического развития каждое изменение, каждый шаг вперед связан с каким-то выбором. Этот выбор приводит к реализации од-ной из возможностей за счет других, которые на данный момент остаются нереализованными. Самые большие потери любого человека – это нереализованные возможности.

Будем различать:

а)вероятные (реальные) возможности; б)маловероятные (формальные) возможности ; в)невероятные (нереальные) возможности .

Многое зависит от социально-исторических и прочих условий: возможное в одних условиях невозможно в других . Велика роль воли и целенаправленной деятельности людей, опирающихся на объективные законы развития.

Возможное и действительное в реальной жизни отличается от возможного и действительного в искусстве. Искусство может превратить в художественно действительное то, что возможно только в воображении – «Нос» Гоголя, Командор Пушкина.

Подавляющее большинство советских исто-риков исповедовало подход, который можно на-звать «безальтернативным»: всё, что соверша-лось после октябрьской революции 1917 г. якобы происходило единственно возможным образом (к тому же, как обычно считалось, наилучшим).

Интересно было бы рассмотреть возможные альтернативы развития тех или иных событий в жизни нашей страны.

«…что было бы, если бы Соединенные Штаты признали СССР не в 1933, а в 1921 году, когда Ленин начал политику нэпа и широкой демократизации? Что было бы, если бы западные страны вместо экономической блокады откликнулись на ленинский призыв о развитии торговли, международной кооперации, создании концессий с зарубежным капиталом? Что было бы, если бы нам уже тогда удалось достичь соглашения с Англией, Францией, США о совместной борьбе против возрождения германского милитаризма? По какому пути пошла бы европейская да и вся мировая история? Конечно, сейчас эти вопросы звучат риторически, но не следует забывать, что вся история отношений между странами Запада и СССР соткана из упущенных возможностей…» (Ф.Бурлацкий. Запад: исторический выбор. ЛГ, 4.11.87)

Фатализм – это абсолютизация однозначной предопределенности. В своем дневнике Кафка вопрошал: — Почему чукчи не покидают свой ужасный край? Ведь везде они жили бы лучше по сравнению с их нынешней жизнью и нынешними желаниями. И отвечал так: — Но они не могут этого сделать. Да, всё, что возможно, происходит, однако возможно только то, что происходит» (Tagebucher, S.531)

Другая крайность: нет ничего невозможного. Во время бурных молодежных волнений 60-х — 70-х годов в моде был такой слоган, провозгла-шенный «новыми левыми»: «Будьте реалистами – требуйте невозможного!»

«Даже то, что быть не может / Очень даже может быть»

И невозможное возможно, / Дорога дальняя легка,

Когда мелькнёт в пыли дорожной / Мгновен-ный взор из-под платка…

Блок А. Соч. в 2-х т. Т.1, с.297

Когда видишь, что происходит вокруг, иногда думаешь: — Может, Гегель не прав? Может, всё действительное неразумно, а всё неразумное действительно?

Древние греки: всё возможное реализуется. Бесконечное многообразие миров и Вселенных.

ХХI век – это век все-Возможных Миров. См. газетную вырезку.

Контрольные вопросы: используя понятия «невозможность», «формальная возможность», «реальная возможность», «действительное в реальной жизни», «действительное в искусстве», оцените следующие варианты: скорость, превышающая 300 тыс. км/сек; полет на Марс; клонирование животного; клонирование человека; вечный двигатель; жизнь до 150 лет; сообщество, в котором не воруют; выигрыш в общенациональной лотереи самого главного приза.

Добавление

Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал актуальное и потенци-альное бытие, т к любой объект – это не только акту-альность, но это и определенные тенденции измене-ния, т е способность вещи изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение тенденций оп-ределяет изменение вещи. Превращение возможности в действительность есть эволюция.

Цель один из элементов поведения и сознательной деят-ти человека, к-рый хар-ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реали-зации с помощью определ средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из форм детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия м/у налиной жизненой си-туацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого несоответствия.

Аристотель толковал Ц как «то, ради чего» нечто существует.

Рубрики: | Дата публикации: 02.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии