Восемнадцатое столетие

Именно с реализмом связано развитие таких жанров, как психологический портрет, бытовой жанр, пейзаж. Следует отметить, что реалистическая тенденция существовала не изолированно от других направлений художественной культуры. В творчестве многих мастеров переплетались, взаимодействовали реализм и барокко (П.П. Рубенс, Л. Бернини), реализм и классицизм (Н. Пуссен). Но XVII век дал мировой культуре и великих реалистов — это прежде всего испанский художник Диего Веласкес (1599 — 1660) и голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 — 1669). Значение Рембрандта ван Рейна не ограничивается рамками одной страны, он является одним из крупнейших художников всех времен. Рембрандт умел придать обыденным явлениям обобщающий смысл, выразить сложнейшие религиозно-философские идеи, проблемы морали и нравственности в простых и ясных образах. Он раскрывал самые сокровенные глубины человеческой души, умел выразить сложнейшие чувства, мысли и переживания. Следует заметить, что сложное содержание его искусства не всегда было понято современниками. Рембрандт опередил культуру своего времени, его творчество в полной мере было оценено и получило признание лишь в XIX веке.

Восемнадцатое столетие вошло в историю европейской культуры как век Просвещения. В данном периоде получают развитие тенденции, выявившиеся в XVII веке. Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, распространяется вширь, выходя за пределы лабораторий и университетов в светские салоны, становясь предметом обсуждения среди литераторов. Наряду с механико-математическим знанием происходит выдвижение таких опытных и описательных дисциплин, как география, биология и т.д. Естествоиспытатели-натуралисты (К. Линней, Д. Гетман и др.) коллекционировали, систематизировали великое многообразие явлений и образований природы.

Если XVII век — период становления рационализма, то в XVIII веке рационалистические парадигмы культуры получили свой более конкретный социальный адрес: они стали опорой «третьего сословия» в его сначала идейной, а затем и политической борьбе с феодальным абсолютистским строем. Социально-экономической предпосылкой культуры эпохи Просвещения является начавшееся тремя веками ранее и продолжающееся развитие капитализма. Капитализм завершал стадию первоначального накопления, возможности для его развития в рамках дворянского абсолютистского государства во многих странах оказывались исчерпанными. Этот исторический процесс определял культурное развитие Европы в XVIII веке. Уже в первой его половине наступает полное крушение идеологии феодального общества.

Культура Просвещения зародилась в Англии. Ее истоки восходят к философии Джона Локка (1632 — 1704), основой которой была идея «естественного человека». Политические теории Локка, считавшего, в частности, что целью всякого общества является защита личной свободы, оказали огромное влияние на мыслителей многих европейских стран. В дальнейшем центром культуры Просвещения стала Франция. Французское Просвещение представляет собой широкое и мощное движение, которое сформировалось во второй четверти XVIII столетия. Оно объединило всех прогрессивно мыслящих представителей культурной жизни, политических деятелей, юристов, философов.

Рубрики: | Дата публикации: 10.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии