Вопрос: как и почему в журналистике, намертво прикованной к фактам жизни, рождается и правда, и ложь, – мучил человечество еще задолго до появления на земле пишущей братии, и до сих пор во множестве книг исчерпывающего ответа на этот вопрос нет.

Да если бы он и был, люди по-прежнему продолжали бы творить образ мира и общества по законам, увы, своего далеко не безупречного сознания.

Что же такое факт? Утверждение, что «факты говорят сами за себя», не верно. Говорят не факты, а люди, и каждый человек, – даже самый беспристрастный – говорит «за себя», то есть в своих собственных интересах. Журналистика имеет дело с фактом-событием, фактом-поступком, фактом-высказыванием, фактом-явлением.

Радиожурналистика использует не только научный, но также и образный, обыденный подходы к общественной жизни, которые всегда пристрастны. Погруженная в злобу дня, радиожурналистика нацелена на оперативное освещение происходящего и на активное формирование общественного мнения. С каким бы материалом ни соприкасался журналист, тот материал уже запечатлен или в памяти людей, или разного рода документах, включая прессу. Журналист поначалу имеет дело все же не с фактами, а с разнообразной информацией о случившемся, которая уже заключает в себе чью-то предварительную работу и, значит, чье-то субъективное восприятие (даже в самом, казалось бы, беспристрастном документе есть частица такого восприятия). И первая задача журналиста состоит в том, чтобы из сведений, которыми он располагает, путем их сопоставления, документальной сверки, друг с другом, и со своими личными впечатлениями, отобрать то, что на его взгляд наиболее достоверно. И когда автор осуществит эту операцию, перед ним окажется уже не сырье, лежащее неразобранной грудой, а полуфабрикат, из которого он в меру своего мастерства сооружает готовую к эфиру информацию.

Проблемы коммуникативности радиоинформации

В теории радиожурналистики сложилось положение, при котором цепь понятий «коммуникатор – сообщение – канал – аудитория – эффект воздействия» исследована лучше в своих начальных звеньях. Основательно разработана специфика радио. В последнее время улучшилось изучение аудитории, принесшее новые, удивительно полезные вести о той стороне вещания, которая длительное время была мало изучена. Социологические замеры дали теоретикам и практическим работникам определенные, пусть еще и недостаточные материалы об аудитории, ее составе, интересах, популярности тех или иных передач и жанров радиовещания.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?