Внешняя среда организации
Учесть все факторы внешней среды невозможно, поэтому руководитель должен ограничить учет внешнего окружения теми аспектами, от которых ре-шающим образом зависит успех организации (рис.3.3).
Рисунок 3.3
Все факторы внешней среды взаимосвязаны – изменение одного из них воздействует на другие. Изменение поставок и цен на нефть в силу политиче-ской структуры и целей других стран, оказывает сильнейшее влияние на эко-номику страны в целом. Факторы имеют разные скорости изменения. Поведе-ние факторов недостаточно определенно.
Поставщики входных ресурсов – сырья, материалов, оборудования, энер-гии, трудовых ресурсов. Организация может в различной степени попадать в зависимость от поставщиков.
Потребители. Единственная подлинная цель бизнеса, по мнению П.Друкера, — создание потребителя. Само выживание и оправдание существо-вания организации зависит от ее способности находить потребителя результа-тов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для органи-зации почти все, относящееся к результатам ее деятельности, в том числе и взаимодействие организации с поставщиками.
Конкуренты. Если организация не будет удовлетворять нужд потребите-ля так, как это делают конкуренты, она долго не продержится. Во многих слу-чаях не потребители, но как раз конкуренты определяют, какого рода результа-ты деятельности можно продавать и какую цену запросить. Потребители – не единственный объект соперничества организаций. Организации могут также вести борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал. От реакцию на конку-ренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда, характер отношений руководителя с подчиненными.
Законы и государственные органы влияют на организацию. Состояние законодательства часто характеризуется не только сложностью и подвижно-стью, а иногда и неопределенностью. Организации обязаны соблюдать не толь-ко требования всех законов, но и органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, часто имеющие силу закона.
Факторы косвенного воздействия не влияют на организацию так заметно, как факторы прямого воздействия. Среда косвенного воздействия сложнее. Ру-ководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, ос-новываясь на неполной информации, пытаясь спрогнозировать возможные по-следствия для организации. Современным организациям приходится приспо-сабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответственным образом осуществлять изменения внутри себя (рис.3.4).
Технология. Технологические нововведения влияют на эффективность изготовления продукта, скорость его устаревания, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, на то какого рода услуги и новые про-дукты ожидают потребители. Организации, имеющие дело с технологией вы-сокого уровня, наукоемкие предприятия должны быть в состоянии быстро реа-гировать на новые разработки и сами предлагать нововведения.
Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителя покупать определенные товары и услуги. В ожидании роста инфляции может оказаться желательным увеличить запасы ресурсов, взять займ. Состояние экономики может сильно повлиять на возможности ор-ганизации получить капитал для своих нужд. Это в основном обусловлено тем, что правительство часто пытается снизить последствия ухудшения экономиче-ской обстановки, регулируя налоги, денежную массу, ставку процента.
Социокультурные факторы – влияют на продукцию и услуги, способы ведения дел в организации.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 06.07.2010
Комментарии и Отзывы