Ветхозаветные пророки и их пророчества.
Книги пророков – это завершающий раздел Ветхого завета, включающий в себя 17 сочинений, которые в христианстве традиционно разделяют на две группы. Первую составляют книги четырёх великих пророков: Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила; вторую – 12 книг, так называемых малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Малахии и др. Все пророки – реальные исторические личности (за исключением Даниила и некоторых малых пророков), жившие в VIII-V вв. до н.э. Под «пророками» обычно подразумевают предсказателей будущего. Однако древнееврейские пророки были не только, и даже не столько подоб¬ными прорицателями, сколько религиозными проповедниками, страстными приверженцами единобожия, исключительного культа Яхве, обличителями моральных пороков и социальных несправедливостей, иногда даже активны¬ми политическими деятелями. Причем деятельность пророков нередко имела оппозиционный по отношению к царскому двору характер; среди них находи¬лись такие, кто смело бросал обвинения в адрес сильных мира сего, и такие, кто, как, например, Иеремия, настойчиво добивался изменения внешнеполи¬тического курса своей страны. Многие их этих пророков ведут нищенский образ жизни, переходят из горо¬да в город, проповедуют при скоплении народа в обществен¬ных местах. Обличаются ими, главным образом, алчность, прелюбодеяния, жестокость, неправедный суд, нанесение оби¬дь: слабым и незащищенным. Пророки предвещают беды, которые обрушатся в качестве Божьей кары на общество, лишившееся моральной чистоты. Конечно, они вызывали к себе ненависть со стороны властей, многие из них гибли му¬ченической смертью. Произведения пророков написаны потрясающим образным языком. В них выражено огромное горе по поводу трагической судьбы родины и отчаяние от всеобщего непонимания. Насколько все боялись правды, которую несли эти люди, показывает тот факт, что пророк Иеремия, был однажды чуть не растерзан разъяренной толпой, а его записанные речи царь приказал немедленно сжечь. До конца жизни он остался непонятым и, как гласит предание, в конце концов был убит камнями своими же еди¬новерцами. Произведения Иеремии, по природе чувствительного, мягкого и несмелого человека, — это плач и сострадание к своему народу. Но когда пророк говорит о Боге, его речи становятся подобны медным тру¬бам — они тверды и величественны.
Жизнь Иеремии совпала с разрушением Иерусалима Навуходоносо¬ром и вавилонским пленом. Обращаясь к судьбе великого города, он го¬ворил: «Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе…» Как часто, когда приходят беды и несчастья, нам кажется, что они сва¬лились на наши головы сами по себе, откуда-то со стороны. Но не пра¬вильнее ли было бы искать причину бед в нашем собственном несовер¬шенстве, в наших неблаговидных поступках, неверности долгу, нечестности, безверии? Ветхозаветная религия впервые, пожалуй, среди других поставила перед человеком этот вопрос.
Среди пророков преобладали выходцы из низших социальных слоев, которые живо откликались на страдания народа, гневно осуждали его притеснителей. Многие пророки поэтому пользовались, несомненно, большой попу¬лярностью среди народных масс и основные положения их проповедей пе¬редавались из уст в уста. Позднее их начали записывать. Иногда это делали сами пророки, иногда их последователи. Так возникали книги пророков. Их собирали, хранили, переписывали, редактировали, при этом нередко соеди¬няли вместе речения разных пророков. Вот почему некоторые из ветхозавет¬ных пророческих книг представляют собой не единые произведения, а сво¬его рода сборники пророчеств различных авторов Например, книга пророка Исайи, как было установлено еще в XIX в., состоит из трех частей, первая из которых (главы 1-39) в основном написаны самим Исайей, жившим во второй половине VIII в. до н.э. Вторая часть (главы 40-55), появившаяся во время вавилонского плена, принадлежит неизвестному автору, условно на¬зываемому Второисайей. Последние главы книги (56-86) созданы еще одним пророком (Тритоисайей) уже после плена. Основной мотив практически всех пророческих книг Ветхого Завета – проповедь монотеизма, призыв к почитанию только одного бога Яхве и отказу от поклонения чужим богам. Важное место в пророческих книгах занимает обличение социального зла и моральных пороков. Мрачную картину общего нравственного разложения рисует Осия: «…нет ни стины, ни милосердия…Клятва и обман, убийство и воровство, прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (4:1-2). Пророк Исайя возмущается пьяницами, которые с раннего утра и до позднего вечера разгорячают себя вином, и иерусалимскими женщинами, надменными и занятыми украшением своего тела, а не духа. Многие пророки осуждают богачей и власть имущих за алчность и бесчеловечное отношение к простому народу. В пророческих книгах говорится о том, что Бог сам непосредственно покарает грешников, когда наступит «день Яхве», т.е. Страшный Суд. Это безусловно новый элемент вероучения, прежде отсутствовавший в иудаизме и не зафиксированный в других книгах Ветхого Завета. Его появление связано с тем, что в VII — VI вв. до н.э. религия древних евреев претерпевает ряд существенных изменений, связанных с влиянием эсхатологических идей зороастризма во время властвования персидских царей. Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека, представления о конце света, Страшном суде, Воскресении мёртвых и их участи в загробной вечной жизни.
Литература.
1. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 4-е издание. М., 1986.
2.. Пучков П.И. Современная география религий. М., 1975.
3. Мень А. История религии. В 7 томах. М., 1991-1993.
4. Иллюстрированная история религий. В двух томах. Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей. 2-е издание. Спасо-Преображенский монастырь, 1992.
5. Религиозные традиции мира. В двух томах. Пер. с англ. М.,1996.
6. Религии мира. Всеобъемлющее справочное издание. Белфакс. Пер. с англ. Минск, без года издания.
7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1990.
8. Мюллер М. Религия как предмет сравнительного изучения, Харьков., 1902;
9. Никольский Н. М. Избранные произведения по истории религии, М., 1984;
10. Угринович Д. М. Введение в теоретическое религиоведение, М.., 1993.
11. Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Кн. дом «Университет», 1998.
12. Гараджа В.И. Религиеведение: Пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1994.
13.Копелиович А.В. История мировых религий: Рук. для студентов / СПбГУП. Алмат. фил. — Алматы, 2001.
14. Лекции по религиоведению: Учеб. для вузов / Под ред. И.Н. Яблокова.— М.: ЧеРо, 1998.
15. Гече Г. Библейские истории. Изд. 2-е. М.; Изд-во политической литературы, 1990.
16. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов / Пер. с англ, под ред. П.С. Гуревича. — М.: Республика, 1995.
17. Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2-х томах. / Серия «Еврейский мир». – Ростов н/Д; Феникс, 2003.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 27.07.2010
Комментарии и Отзывы