Вернадский

Владимир Иванович [1863 — 1945].

Советский естествоиспытатель, выдающийся мыслитель, минералог и кристаллограф, осново-положник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере, организатор многих науч-ных учреждений.

В своих исследованиях В. выдвинул круп-нейшие, представляющие большое практическое значение научные проблемы: строения силика-тов, геохимии редких и рассеянных элементов, поисков радиоактивных минералов, роли орга-низмов в геохимических процессах, определения абсолютного возраста горных пород и многое др. В. выдвинул новую эволюционную теорию про-исхождения минералов (генетическую мине-ралогию).

В. — один из основоположников геохимии. Созданная В. биогеохимия изучает геохимиче-ские процессы, в которых участвуют организмы.

В. является основоположником современного учения о биосфере. Совокупность живых орга-низмов в биосфере он назвал живым вещест-вом. Согласно учению В., живое Вещество, трансформируя солнечное излучение, вовлекает неорганическую материю в непрерывный круго-ворот.

Биосфера под влиянием научных достижений и человеческого труда постепенно переходит в новое состояние — ноосферу — сферу разума. Идеи В. о ноосфере, представляющие крупное философское обобщение, возникли на стыке двух основных направлений его научной дея-тельности — биогеохимии и истории наук. По-следней В. уделял особое внимание, указывая, что в моменты взрыва научного творчества, на-учно-технической революции «научная мысль является орудием достижения нового».

Проведённые В. анализ эволюции научной мысли и научного мировоззрения, а также иссле-дования структуры науки представляют круп-нейший вклад в науковедение, одним из осново-положников которого был В.

Многие страницы его трудов посвящены фун-даментальным философским проблемам естест-вознания. Он подчёркивал, что 20 в. является периодом ломки коренных естественнонаучных представлений. .

Подводя итог, процитируем Н.Н.Моисеева:

«Такое философское и естественнонаучное пред-ставление о единстве Человека и Природы, об их глу-бочайшей взаимосвязи и взаимозависимости, состав-ляющее суть современного учения и ноосфере, воз-никло, разумеется, не на пустом месте. Говоря это, я имею в виду то удивительное явление взаимопроник-новения естественнонаучной и философской мысли, которое характерно для интеллектуальной жизни Рос-сии второй половины XIX века. Оно привело, и частно-сти, к формированию умонастроения, которое сейчас называют русским космизмом. Это явление еще тре-бует осмысления и изучения. Но одно более или ме-нее ясно: мировосприятие большинства русских фило-софов и естественников, при всем их различии во взглядах — от крайних материалистов до идеологов православия — было направлено на отказ от основной парадигмы рационализма, согласно которой человек во Вселенной лишь наблюдатель. Он существует сам по себе, а Вселенная подобна хорошо отлаженному механизму и действует сама по себе, по собственным своим законам. И то, что в ней происходит, не зависит от Человека, от его воли и желаний. Такова была по-зиция естествознания XIX века. Так вот мне кажется, что уже со времени Сеченова в России стало утвер-ждаться представление о том, что человек есть лишь часть некоей более общей единой системы, с которой он находится в глубокой взаимосвязи» .

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии