В записях импровизированных устных высказываний, также в репортажных передачах чрезмерность была еще большей.

Однако всегда ли следует выбрасывать «лишний» текст, особенно при устном восприятии? Сложность (и беда) в том, что в редакциях доводка материала проходит чаще всего по тексту, а не по фонограмме. Между тем некоторая чрезмерность необходима.

Нельзя ждать от радиослушателей постоянного напряжения памяти или внимания при восприятии передачи. И тут очень кстати повторы, некоторая чрезмерность для того, чтобы выделить и закрепить в сознании аудитории то, что должно быть усвоено в первую очередь. (Повторы заголовков новостей, повторы анонсов, повторы музыкальных тем в произведениях).

Цели пропаганды имеют много общего с целями преподавания, дидактики, обучения. В особенности это характерно для радиовещания, у которого, как у преподавателя, основной «инструмент» воздействия – устное слово. Один из принципов дидактики – повторение – находит своеобразное использование в пропаганде в форме повторения ею основанных тем, периодического возвращения к определенным пропагандистским направлениям на новом, измененном материале. В практике радио этот принцип должен вести также и к повторению ключевых материалов внутри программных единиц. Таким путем в памяти слушателя создаются опорные пункты, своеобразные острова в море фактов, вокруг которых группируется материал запоминания. Дидактика подтверждает, что таким путем легче закрепляется материал.

Вместе с тем при использовании повторов следует иметь в виду следующие правила:

– повторы могут быть почти дословными или в сокращенном виде;

– повтор может формулироваться по-новому;

– сущность материала может доноситься подчеркиванием ключевых слов, которые символизируют идею в целом;

– стереотипы, которые еще не стерлись, из-за своей новизны более подходящие для повторения.

Каким же должен быть ответ на вопрос: «Сжатость или чрезмерность в радиосообщении?» По-видимому, такой: оптимальная сжатость в сочетании с необходимой степенью чрезмерности, чтобы слушатель усвоил тот минимум информации, который хочет передать редакция. Иными словами: словам тесно – мыслям просторно.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?