В информационных жанрах тональность радиосообщения, интервью, репортажа определены задачей: сообщить новость, рассказать о событии, быть посредником между человеком, владеющим актуальными сведениями, компетентным мнением и аудиторией.

Диапазон интонационных возможностей более широк в аналитических и разговорных (термин «разговорные жанры» ввел Бараневич Ю. Д. Жанры радиовещания. – К., 1978 г.) жанрах, так как они призваны открыто воздействовать на слушателей. Отсюда вытекают и особенности тонального обращения к аудитории. Хорошо известно воздействие ораторской публицистики – оно было одним из составляющих радиопрограмм ещё на заре становления отечественного вещания. Оно определяется не только смыслом, содержанием текста, приёмами полемики, риторики, но и в значительной степени тем, как произносится речь: темпераментом личности, артистизмом, знанием психологии аудитории и конкретного настроения тех её групп, к которым обращено выступление.

Определенными возможностями активного воздействия на радиослушателей располагает и интонация интимности, на которой строятся некоторые типы бесед и разговоры по душам со слушателями.

Документально-художественные жанры, включающие разнообразные элементы разных текстов, обладают огромным спектром тональности. Интонации речевых фрагментов, зависящие от множества факторов конкретного высказывания в контексте определённого общения, практически безграничны в своих эмоционально-смысловых проявлениях.

Чем сложнее задачу выполняет речевой жанр, чем объёмнее его внутренняя структура. Тем ярче и разнообразнее проявляются возможности интонационного раскрытия личности в речевом общении.

Таким образом, эта несколько упрощённая схема помогла понять механизмы жанра, его внутренне устройство и отразить его главные характеристики и признаки.

Творческий процесс, который был описан выше, един. Деление его на этапы произведено нами условно, чтобы теоретически осмыслить технологию работы журналиста.

Необходимо еще раз подчеркнуть особенность жанров. Они очень подвижны и зачастую не имеют чётких границ, что ставит иногда в затруднение при жанровом определении конкретного материала. Такая динамика и размытость очертаний объясняются спецификой публицистического творчества, разнообразием его методов и индивидуальными подходами журналистов к созданию произведения.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?