Устойчивость функционирования объектов экономики и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций

Актуальность задачи повышения устойчивости:

– с ускорением НТП, усложнением структуры экономики возрастает ущерб, наносимый экономике в результате производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий и других экстремальных ситуаций мирного времени, приводящих к сбоям в работе предприятий и организаций, территорий;

– существует угроза террористических актов;

– несмотря на некоторое ослабление международной напряженности в связи с заключением ряда договоров, продолжается совершенствование средств вооруженной борьбы и не устранена опасность развязывания новой войны.

Система взглядов по этой проблеме сложилась в конце 70-х годов и нашла свое отражение в Постановлении Правительства N312\109 от 30 марта 1979 г. “Основные направления и мероприятия по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время”. Этот документ не отменен и сегодня и является фундаментом для построения системы современных взглядов на проблемы устойчивости в рамках, созданной в 1992 г. РСЧС.

Под устойчивостью функционирования народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях понимается его способность удовлетворять оборонные и народно-хозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту государства и его жизнедеятельность.

Под устойчивостью функционирования территориального звена народного хозяйства (автономная республика в составе РФ, край, область, город, район) понимается его способность обеспечивать производство продукции в установленных номенклатуре и объеме, а также обеспечивать жизнедеятельность населения на соответствующих территориях в чрезвычайных ситуациях.

В “Каталоге основных понятий РСЧС”, исходя уже из новых подходов в решении задач самой системой, даются следующие понятия:

Устойчивость функционирования народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях: Способность территориальных и отраслевых звеньев народного хозяйства удовлетворять основные жизненно важные интересы населения и общества при уровне, обеспечивающем их защиту от опасностей, вызываемых источниками ЧС природного и антропогенного характера.

Устойчивость функционирования территории в ЧС: Способность территориального звена народного хозяйства удовлетворять основные жизненно важные интересы населения и общества на уровне, обеспечивающем их защиту от опасностей, вызванных источниками ЧС природного и антропогенного характера на определенной территории.

Под устойчивостью работы (функционирования) объекта (отрасли, объединения) в чрезвычайных ситуациях понимается их способность производить продукцию в установленных номенклатуре и объеме (для отраслей и объектов непроизводственной сферы – способность выполнять заданные функции).

Устойчивость объекта – это его способность противостоять поражающим факторам ЧС, сохраняя эксплуатационные функции и обеспечивая защиту персонала и населения.

Под объектами экономики понимают жилые и производственные здания, сооружения, цеха, транспортные средства и др.

Подготовка народного хозяйства к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях (это же касается и отрасли, территории, территории, объекта, независимо от формы собственности и сферы деятельности) – комплекс экономических, организационных мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости его функционирования в чрезвычайных ситуациях.

Повышение устойчивости функционирования народного хозяйства, его территориальных и отраслевых звеньев достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

– предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

– снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

– создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также последствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.

Применительно к решению задачи не только для военного, но и мирного времени, с учетом возможных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, основными направлениями повышения устойчивости функционирования народного хозяйства и его территориальных звеньев являются:

1. Предупреждение чрезвычайных ситуаций.

2. Обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

3. Рациональное размещение производительных сил на территории соответствующей республики, края, области, города, района.

4. Подготовка к работе в чрезвычайных ситуациях отраслей народного хозяйства.

5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях.

6. Подготовка системы управления народным хозяйством для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

Рациональное размещение производительных сил

Под рациональным подразумевается такое размещение и распределение ресурсов и средств производства на территории (области), при котором они, т.е. ресурсы и средства производства, наиболее эффективно используются в мирное и в военное время, и при этом обеспечивается снижение потерь и разрушений от стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, современных средств поражения.

На рациональное размещение ПС оказывают влияние такие факторы, как:

• энергетический, водный, сырьевой, связанные с затратами на производство, доставку и распределение этих ресурсов;

• трудовой, связанный с неравномерностью расселения людей и демографической ситуацией в различных регионах;

• земельный, связанный с отчуждением плодородных земель на несельскохозяйственные нужды;

• транспортный, связанный с затратами средств и времени на перемещение грузов в процессе производства и доставки потребителям, а также с себестоимостью продукции.

Мероприятия по рациональному размещению ПС

• размещение вновь строящихся промышленных объектов вне зон возможных разрушений и на безопасном удалении от источников вторичных факторов поражения;

• размещение самих объектов – потенциальных источников вторичных факторов поражения таким образом, чтобы ущерб при образовании этих факторов был минимальным;

• размещение в категорированных городах лишь предприятий жизнеобеспечения, зонирование территорий городов, установление оптимальной плотности застройки и населения в микрорайонах;

• ограничение концентрации промышленности, материальных ценностей и, как следствие этого, населения крупных городов;

• вывод из категорированных городов предприятий, баз и складов, перерабатывающих или хранящих значительное количество сильнодействующих ядовитых, взрывоопасных или легковоспламеняющихся веществ, а также сортировочных железнодорожных станций и узлов;

• ограничение размещения в больших городах НИУ (научно-исследовательские учреждения), КБ (конструкторские бюро), ПО (производственные объединения), имеющих особо важное, оборонное и народнохозяйственное значение, создание филиалов таких учреждений и организаций в некатегорированных городах и НП (населенных пунктах);

• комплексное использование подземного пространства.

В настоящее время общее руководство подготовкой народного хозяйства к устойчивому функционированию осуществляет правительство РФ, правительства республик в составе РФ, органы государственной власти края, области, города, района.

Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости осуществляют министерства, госкомитеты и ведомства, КЧС территориальных органов исполнительной власти, руководители объединений и объектов экономики. На них возлагается ответственность за выделение для этих целей необходимых материальных и финансовых средств.

Рубрики: | Дата публикации: 19.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?