Управление вниманием

Если слушать выступление людей собрал приказ, правила внутреннего распорядка или, напротив, праздное любопытство, но не потребность в по-знании, то скорее всего, внимательных конструктивных слушателей мы не увидим. Это надо предвидеть на этапе подготовке к выступлению. Чтобы взаимодействие со всеми слушателями, даже с теми, которые не имеют по-ложительной мотивации, состоялось, их надо завоевать! Публичное выступ-ление возможно лишь тогда, когда налажен контакт!

Одна из важнейших проблем для любого оратора – это поддержание внимания слушателей. Внимание – это сосредоточенность всех процессов нашей психики на каком-то объекте и отвлечение от других объектов. Если слушатели внимательны к словам оратора, их мышление и память концен-трируются на сказанном. Если человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным или в поле его зрения или слуха человека попада-ет то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и по-требностям, то внимание возникает само собой. Такое внимание называется непроизвольным. Оно не утомляет, т.к. возникает само и не требует нерв-ных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, мы используем произвольное внимание, которое возникает при выполнении обязательной, но не интересной работы. Оно сопровождает-ся нервными затратами, утомляет, хотя характеризуется относительной ус-тойчивостью и зависит от сложности вопроса и физического состояния.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддер-живается без всяких усилий, т.к. слушателей захватило выступление, то по-является послепроизвольное внимание. Оно не утомляет и может длиться весьма долго. «Секрет» успешных вариантов начала выступления состоит как раз в том, что они вызывают непроизвольное внимание слушателей. Необхо-димо иметь в виду, что существуют периоды внимания: эти периоды равны 10-15 минутам. По истечении такого периода внимание падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова пада-ет, а после третьего 15-минутного периода внимание падает уже существен-но. Таким образом, внимание слушателей падает к 15-й, 30-й, 45-й минуте. В эти моменты следует дать возможность слушателям немного отдохнуть: рас-сказать историю из жизни, забавный случай, показать макет, интересную таблицу. Через 45 минут желательно сделать перерыв.

Учитывая периоды внимания, мы придем к выводу, что лучшее высту-пление – это такое, которое укладывается в минимальный «период внима-ния», то есть в 10-15 минут. Десятиминутное выступление будет наиболее предпочтительным, так как оно целиком будет обеспечено вниманием ауди-тории. Исследователи внимания участников конференций, совещаний, сим-позиумов пришли к выводам, что пленарный доклад внимательно слушают только 10% присутствующих, да и то только первые пятнадцать минут. 20% думает о своем, около 50% дремлет. Было установлено, что комфорт на кон-ференции обратно противоположен вниманию к выступлению. Отсюда вы-вод: пленарные заседания в большой аудитории имеют невысокую эффек-тивность. Внимание аудитории легче поддерживать, если она невелика и ес-ли слушатели не могут расположиться в ней с полным комфортом.

Рубрики: | Дата публикации: 20.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?