Управленческий контроль.

Не зависимо от уровня управления и сферы деятельности каждый ме-неджер ответственен за то, чтобы:

? в соответствии с разработанными планами до начала их реализации были установлены стандарты (нормы или контрольные цифры) дея-тельности;

? в процессе реализации плана велось непрерывное наблюдение и оце-нивались количественные характеристики деятельности;

? фактические характеристики деятельности сравнивались со стандарта-ми, и проверялось, все ли идет по плану, а в противном случае прини-малось решение о необходимости целью выявления отклонений кор-ректирующих действий;

? предпринимались соответствующие корректирующие действия.

Перечисленные этапы лежат в основе процесса управленческого контро-ля (рис. 5.21).

Рисунок 5.21

В повседневной деятельности эти этапы могут быть не вполне очевидны, и контроль может представляться «беспорядочным»:

? не все менеджеры могут иметь детализированные планы работы;

? стандарты, которых нужно придерживаться могут быть недостаточно точно определены;

? менеджеры могут не иметь необходимых средств для точного и быст-рого измерения того, что фактически достигнуто;

? требуется время для обнаружения слабых моментов в деятельности;

? полученные данные могут быть недостаточно надежными;

? большинство менеджеров контролируют в одно и то же время не-сколько различных видов деятельности, находящихся на разных стади-ях.

Управленческий контроль дает значительные преимущества:

? позволяет добиться получения наилучших результатов от использова-ния имеющихся ресурсов;

? позволяет направлять деятельность рабочей группы на достижение по-ставленных целей;

? установление стандартов уменьшает основания для споров и конфлик-тов;

? результаты контроля могут быть использованы при аттестации подчи-ненных, при их продвижении по службе, переводе на другую работу, профессиональном обучении;

? эффективная система контроля предоставляет сотрудникам возмож-ность оценить и улучшить собственную работ.

Контроль – слово, возбуждающее эмоции и может вызвать явно неодоб-рительную реакцию и сопротивление со стороны многих людей. Некоторые видят нечто оскорбительное в том, что менеджеры могут хотя бы даже просто пытаться осуществлять контроль над людьми, и считают, что осуществлять контроль можно только над неодушевленными объектами.

Контроль может иметь и негативные последствия:

? поведение, ориентированное на контроль — подчиненные делают то, что начальство хочет увидеть от них при поверке;

? контроль может побуждать людей выдавать непригодную информацию (завышение заявок на ресурсы при бюджетном планировании, заниже-ние уровня целей).

Контроль как управленческий процесс состоит преимущественно в том, чтобы побуждать людей делать одни вещи и не делать другие.

Устанавливая стандарты, контролируя ход работ и вмешиваясь в работу людей, менеджеру следует иметь в виду такие мотивирующие факторы, как то, что:

? люди работают в организации для удовлетворения своих собственных потребностей;

? к выполнению работы людей побуждают вознаграждения, чувство удовлетворения от работы, а также санкции, наказания, причем в большинстве случаев вознаграждение оказывает более сильное стиму-лирующее действие, чем страх перед наказанием;

? действенность вознаграждений и санкций заметно падает по мере уве-личения промежутка времени между деятельностью и обратной свя-зью, к тому же и причинно-следственная связь между ними становится менее очевидной;

? мотивация к работе будет слабой, если связь между приложенными усилиями и результатами работы слабая, например, когда стандарты кажутся либо слишком простыми, либо чересчур завышенными;

? стандарты, выраженные в количественной форме, приводят к больше-му отклику в смысле усилий по улучшению выполнения работы, чем качественные стандарты. Однако, субъективные качественные стан-дарты лучше, чем отсутствие стандартов вообще;

? участие конкретного человека в установлении стандартов может ре-ально увеличить вероятность их достижения этим человеком;

? нужно стремиться к тому, чтобы и цели и стандарты воспринимались как желательные и достижимые, и чтобы не создавалось впечатление, что на одних людей возлагается неоправданно большая нагрузка, а на других – гораздо меньшая;

? важно убедиться, что конкретный человек способен достичь требуе-мых стандартов.

Рубрики: | Дата публикации: 07.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии