Управленческий контроль.
Не зависимо от уровня управления и сферы деятельности каждый ме-неджер ответственен за то, чтобы:
? в соответствии с разработанными планами до начала их реализации были установлены стандарты (нормы или контрольные цифры) дея-тельности;
? в процессе реализации плана велось непрерывное наблюдение и оце-нивались количественные характеристики деятельности;
? фактические характеристики деятельности сравнивались со стандарта-ми, и проверялось, все ли идет по плану, а в противном случае прини-малось решение о необходимости целью выявления отклонений кор-ректирующих действий;
? предпринимались соответствующие корректирующие действия.
Перечисленные этапы лежат в основе процесса управленческого контро-ля (рис. 5.21).
Рисунок 5.21
В повседневной деятельности эти этапы могут быть не вполне очевидны, и контроль может представляться «беспорядочным»:
? не все менеджеры могут иметь детализированные планы работы;
? стандарты, которых нужно придерживаться могут быть недостаточно точно определены;
? менеджеры могут не иметь необходимых средств для точного и быст-рого измерения того, что фактически достигнуто;
? требуется время для обнаружения слабых моментов в деятельности;
? полученные данные могут быть недостаточно надежными;
? большинство менеджеров контролируют в одно и то же время не-сколько различных видов деятельности, находящихся на разных стади-ях.
Управленческий контроль дает значительные преимущества:
? позволяет добиться получения наилучших результатов от использова-ния имеющихся ресурсов;
? позволяет направлять деятельность рабочей группы на достижение по-ставленных целей;
? установление стандартов уменьшает основания для споров и конфлик-тов;
? результаты контроля могут быть использованы при аттестации подчи-ненных, при их продвижении по службе, переводе на другую работу, профессиональном обучении;
? эффективная система контроля предоставляет сотрудникам возмож-ность оценить и улучшить собственную работ.
Контроль – слово, возбуждающее эмоции и может вызвать явно неодоб-рительную реакцию и сопротивление со стороны многих людей. Некоторые видят нечто оскорбительное в том, что менеджеры могут хотя бы даже просто пытаться осуществлять контроль над людьми, и считают, что осуществлять контроль можно только над неодушевленными объектами.
Контроль может иметь и негативные последствия:
? поведение, ориентированное на контроль — подчиненные делают то, что начальство хочет увидеть от них при поверке;
? контроль может побуждать людей выдавать непригодную информацию (завышение заявок на ресурсы при бюджетном планировании, заниже-ние уровня целей).
Контроль как управленческий процесс состоит преимущественно в том, чтобы побуждать людей делать одни вещи и не делать другие.
Устанавливая стандарты, контролируя ход работ и вмешиваясь в работу людей, менеджеру следует иметь в виду такие мотивирующие факторы, как то, что:
? люди работают в организации для удовлетворения своих собственных потребностей;
? к выполнению работы людей побуждают вознаграждения, чувство удовлетворения от работы, а также санкции, наказания, причем в большинстве случаев вознаграждение оказывает более сильное стиму-лирующее действие, чем страх перед наказанием;
? действенность вознаграждений и санкций заметно падает по мере уве-личения промежутка времени между деятельностью и обратной свя-зью, к тому же и причинно-следственная связь между ними становится менее очевидной;
? мотивация к работе будет слабой, если связь между приложенными усилиями и результатами работы слабая, например, когда стандарты кажутся либо слишком простыми, либо чересчур завышенными;
? стандарты, выраженные в количественной форме, приводят к больше-му отклику в смысле усилий по улучшению выполнения работы, чем качественные стандарты. Однако, субъективные качественные стан-дарты лучше, чем отсутствие стандартов вообще;
? участие конкретного человека в установлении стандартов может ре-ально увеличить вероятность их достижения этим человеком;
? нужно стремиться к тому, чтобы и цели и стандарты воспринимались как желательные и достижимые, и чтобы не создавалось впечатление, что на одних людей возлагается неоправданно большая нагрузка, а на других – гораздо меньшая;
? важно убедиться, что конкретный человек способен достичь требуе-мых стандартов.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 07.07.2010
Комментарии и Отзывы