Учение Лютера и Кальвина
Несмотря на то, что учение Лютера и Кальвина о предопределении подразумевало отрицание свободы воли человека, можно утверждать, что Реформация способствовала становлению человека со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих поступках. У человека нет собственной свободы воли, его воля полностью подчинена воле Божьей. Но волю Бога можно узнать из Священного писания, и человек делает это путем самостоятельного размышляя над его текстом, опираясь на собственный разум. Кроме того, отрицая свободу человека в вопросах спасения, идеологи Реформации фактически утверждали практическую свободу человека и в делах мира, и в делах церкви. Протестантизм освящал активные деятельные усилия человека в рамках его мирского призвания, его деловую предприимчивость; отстаивал свободу церковной общины в делах веры (должность пастора избираема).
Значение разума (хотя и в рамках протестантизма, обращенного к вере) будет в полной мере осознанно уже в XVII веке, но можно утверждать, что протестантизм создал определенные предпосылки для формирования рационализма Нового времени.
ЛИТЕРАТУРА:
Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М., 1989.
Брагина Л. М. Итальянский гуманизм: этические учения XIV — XV вв. М., 1989 г.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: В 2-х ч. М., 1988-1990.
Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1989.
Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории и философии культуры. М., 1991.
Рубрики: История культуры | Дата публикации: 06.06.2010
Комментарии и Отзывы