ТРАНСПОРТ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Экологическое право, как отрасль права сформировалось сравнительно недавно и ныне активно развивается. Оно относится к комплексным отраслям права, хотя некоторые правоведы указывают на то, что экологическое право должно быть отнесено к фундаментальным отраслям. Экологическое право тесно взаимодействует с природно-ресурсным правом, поскольку природные ресурсы имеют экономическое значение и являются экологическим объектом. Экологическое право разделяется на национальное и международное.

Транспортная деятельность представляет повышенную опасность для окружающей среды. Главными источниками такой опасности выступают: перевозимые опасные и вредные вещества (грузы); отходы, поступающие в окружающую среду с борта транспортных средств; бортовые запасы топлива (горючего), токсические продукты, образующиеся при сжигании топлива; последствия происшествий с транспортными средствами; вредное воздействие на окружающую среду транспортных сооружений, путей сообщения; побочные последствия выполнения грузовых операций; отходы, образующиеся при осуществлении процессов транспортными предприятиями (техническое обслуживание и ремонт транспортных средств и других технических объектов транспорта) и другие подобные объекты.

Экологическое законодательство России включает Конституцию, федеральные законы, ратифицированные международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные акты, принятые в развитие и во исполнение федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Конституцией (ст.27) предусмотрено, что вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Применительно к транспортной деятельности в составе экологического законодательства России следует, прежде всего, указать на федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об охране атмосферного воздуха», «Об особо охраняемых территориях», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ряд других законодательных актов.

Субъектами Российской Федерации приняты законы, предусматривающие комплекс мероприятий по различным аспектам защиты окружающей среды и ответственности за нарушения установленных субъектами федерации правил в области экологии. Муниципальными властями некоторых городов также приняты нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты защиты окружающей среды в связи с осуществлением транспортной деятельности на территориях соответствующих муниципальных образований. Средоохранная нормотворческая и административная деятельность субъектов федерации и органов местного самоуправления в области экологии транспорта направлена в основном на регулирование отношений, связанных с эксплуатацией автомобильного транспорта -организацию сбора и утилизацию соответствующих отходов, автостоянок и гаражей и другие подобные вопросы.

Технические нормы и нормативы, связанные с охраной окружающей среды, введены в действие государственными стандартами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О стандартизации».

Нормы экологического права также содержатся в транспортных уставах, кодексах.

Правилами организации перевозок на различных видах транспорта и инструкциями персоналу предусмотрено выполнение предписанных экологических требований при выполнении технологических транспортных операций. Особое значение соблюдение экологических требований приобретает в связи с перевозкой опасных грузов. На различных видах транспорта действуют правила, регулирующие процесс перевозки опасных грузов и предусматривающие мероприятия защиты окружающей среды от возможных вредных последствий аварий при таких перевозках, утечек вредных веществ, меры и средства ликвидации последствий аварий.

Функционирование городского транспорта увязывается с нормами градостроительного законодательства, в котором установлен ряд норм, имеющих значение для охраны окружающей среды. Основной нормативный акт в градостроительстве — Градостроительный кодекс Российской Федерации. Среди различных вопросов кодекс регулирует рациональное природопользование и охрану окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения. Глав 2 кодекса устанавливает нормы, обеспечивающие права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, предусматривает развитие государственных и муниципальных систем транспортной инфраструктуры и видов транспорта в соответствии с градостроительной документацией, схемами и проектами. Во многих местах кодекса предусмотрено, что градостроительные мероприятия, в том числе относящиеся к городскому транспорту, должны осуществляться с учетом экологического фактора, содержать меры по защите окружающей среды от воздействия ситуаций техногенного характера. Размещение на городской территории различных транспортных объектов допускается на основе разрешительной системы и при условии соблюдения требований законодательства, включая установленные экологические нормы. Кодексом предусмотрено также издание субъектами федерации градостроительных уставов (кодексов), определяющих осуществление градостроительной деятельности.

Для автомобильного транспорта наибольшее значение имеет соблюдение требований к токсичности двигателей внутреннего сгорания. Данные требования определены Федеральным законом «Об «охране атмосферного воздуха» и государственными стандартами системы ГОСТ Р. Государственная политика Российской Федерации направлена на переход в ближайшей перспективе к европейским нормам токсичности автомобильных двигателей (нормы Е1ЖО). В целях обеспечения соблюдения установленных экологических норм в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» в Российской Федерации реализуется система мер на переход к полному инструментальному контролю, проводимому при проведении периодических государственных осмотров подвижного состава автомобильного транспорта. При таких осмотрах проводятся контрольные проверки выполнения установленных требований к содержанию в отработавших газах автомобилей токсических веществ (двигатели, работающие на бензине и газовом топливе) и дымности дизелей. Субъектами Российской Федерации разрабатывается нормативная база для утилизации отслуживших свой срок автомобилей, автомобильных агрегатов, шин, спецжидкостей и прочих экологически опасных отходов автотранспортной деятельности.

За правонарушения, связанные с невыполнением установленных экологических требований и причинением экологического вреда, законодательством установлена административная или уголовная ответственность.

В международном праве защите окружающей среды, в том числе от воздействия транспорта, уделяется большое внимание. Первой охраняемой мировым сообществом стала морская среда обитания. Это связано с тем, что аварии крупных танкеров в последнее время неизменно приводили к экологическим катастрофам.

В направлении охраны окружающей воздушной среды можно указать на подготовленную ОБСЕ Конвенцию ск трансграничном загрязнении воздуха на большом

расстоянии 1979 г., дополненную рядом последующих протоколов. ООН в 1992 г. принята рамочная Конвенция об изменении климата, направленная на борьбу с парниковым эффектом. Предотвращению появлению озоновых дыр посвящена Конвенция по защите озонового слоя 1987 г. Европейское сообщество ввело так называемые нормы Е1ЖО, регламентирующие вредное воздействие на природную среду подвижного состава автомобильного транспорта.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. (г. Рио-де-Жанейро) подвела итоги 20-летних международных усилий по охране окружающей среды, предпринятых на основе решений Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г. В работе конференции участвовало 15 тыс. делегатов из 178 государств. Конференция приняла декларацию об основных принципах политики в деле охраны окружающей среды, повестку дня, содержащую программу действия на XXI столетие, и ряд заявлений и конвенций.

Основные международные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды: Программа ООН по окружающей среде — ЮНЕП, учрежденная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 15.12.72 во исполнение рекомендаций Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г.; Международный союз охраны природы и природных ресурсов — МСОП, учрежденный в 1948 г. как неправительственная организация; Всемирная организация здравоохранения — ВОЗ, учрежденная в 1946 г., и ряд других организаций.

Рубрики: | Дата публикации: 13.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии