ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР

На пересече¬нии характеристик субъекта и объекта вырисовывается лич¬ный профиль политических ориентации опрашиваемого че¬ловека. Во всяком случае, такой методикой пользовались известные исследователи политической культуры.

Массо¬вое изучение таких психологических профилей должно, по их мнению, дать тип национальной политической культу¬ры.

Примеры: Накануне президентских выборов 1995 года во Фран¬ции политологи Французского национального фонда поли¬тических наук предприняли опрос более чем 4000 человек и эти данные будут в 1996 году сравнены с итогами анало¬гичного исследования накануне президентских выборов в США. Такие масштабные проекты позволяют уточнять, как развиваются те глубинные тенденции, выявленные в ис¬следованиях 60-х годов Алмондом и Вербой.

Уже на основании тех первых исследований были вы¬сказаны гипотезы относительно важнейших типов полити¬ческих культур.

Сейчас, предложенная американскими по¬литологами классификация трех основных и нескольких смешанных типов политических культур, признана класси¬ческой.

1. Первый из чистых типов — патриархальный.

СУТЬ: Та¬кая система единовластно управляется вождями и характе¬ризуется полным отсутствием у граждан какого-либо инте¬реса к политической системе и требует от них слепого под¬чинения. Этот тип встречается у отсталых племен, но его проявления продолжают влиять и на вполне современные общества. Китайская политическая культура, например, содержит немало элементов патриархального типа.

2. Второй чистый тип — подданнический.

СУТЬ: Он отличает¬ся сильной позитивной ориентацией граждан на полити¬ческую систему и слабой степенью личного участия. Он сформировался в условиях феодального общества с выра¬женной иерархичностью отношений между разными «эта¬жами» политической системы. Нижестоящие подданные согласно традиции должны с почтением относиться к сво¬ему сеньору. «Почитательная» модель отношений и до сих пор сильно ощущается во многих политических культурах. Она проявляется в том, что лидеры ожидают от своих последователей не преданности деду, а личной лояльнос¬ти, которая и становится главной добродетелью тех, кто стремится сделать карьеру в политике. Следует отметить, что в подданнической культуре почтительность к лидеру может сочетаться и с высоким гражданским сознанием и личным участием.

3. Третий чистый тип — активистский.

СУТЬ: Он отличается стремлением граждан играть существенную роль в полити¬ческих делах и их компетентностью в делах государства, что предполагает и высокий интерес, и, собственно, актив¬ность, и позитивное отношение к политике.

В реальности чистые типы не встречаются. Их различ¬ные сочетания дают смешанные типы: патриархально-под¬даннический, подданнически-активистский и др. Один из этих смешанных типов, получивший название «гражданс¬кой культуры» и представляющий смесь подданнических и активистских элементов, по мнению Алмонда и Вербы, ха¬рактерен для английской и американской культур.

Для изучения типов политических культур важное зна¬чение имело выделение понятия субкультуры.

СУТЬ: Оказалось, что одни национальные культуры были внутренне моно¬литными, а другие, получившие название фрагментарных, состояли из весьма разнородных частей. Эти вкрапления и были названы субкультурами:

1. В политологии принято, го¬воря о национальной политической культуре, понимать под этим термином не политическую культуру того или иного этноса, а государственное образование.

2. В небольших и мо¬нонациональных странах, например, в Армении, эти поня¬тия могут совпадать.

3. В многонациональных же образова¬ниях (например, в Индии, США, России и других) каждая национальная культура имеет и ряд этнических субкуль¬тур.

Так, в современной России политические субкультуры кавказских народов сильно отличаются от татарской, якут¬ской или центральнороссийской субкультур. Не всегда по¬литики понимают, что их решения об экономической по¬мощи разрушенным чеченской войной районам не могут перевесить антироссийские настроения, ожившие под вли¬янием традиций горских народов, сложившихся в ходе сто¬летней войны с Россией.

Второй тип субкультур, на который обратили внима¬ние исследователи, был назван субкультурами протеста или «враждебными субкультурами» (термин Д. Белла).

СУТЬ: Движения протеста, возникшие в 80-е годы, обратили на себя внимание тем, что в них концентрировались новые политические ценности, не совпадавшие с официальны¬ми. Примером такого движения стало движение борцов за чистоту окружающей среды. Сторонники только одной организации Гринпис собирают миллионы людей в под¬держку своих акций. Последние выступления против ядер¬ных французских испытаний вызвали небывалый взрыв массовой активности, практически, во всем мире.

В США для многих оказался неожиданным «марш миллиона чер¬ных мужчин» в октябре 1995 года. Потенциал протеста, который внимательно изучают политологи, подчиняется не только ситуативным факторам, но и складывается в достаточно устойчивую среду, в которой вызревают но¬вые политические культуры.

Третьей субкультурой, на которую обратили внимание еще в 60-е годы, стала молодежная субкультура. Она не¬однородна ни по своей политической направленности, ни по ценностям иного порядка. Объединяющим ее момен¬том является демографическая группа, ставшая ее базой — молодежь.

Рубрики: | Дата публикации: 17.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии