Теперь остановимся на ЕГО СТРОЕНИИ
Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания. Она включает в себя ДВА ОСНОВНЫХ УРОВНЯ — эм-пирический и теоретический. Они хоть и связаны, но отлича-ются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику. В чем она заключается?
На ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ преобладает живое созерца-ние (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому объект исследуется преимущественно со стороны своих внешних связей и отно-шений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их пер-вичное обобщение, описание наблюдаемых и эксперимен-тальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.
Эмпирическое исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, из-мерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция (об этих приемах — ниже). Однако не следует забывать, что опыт никогда, тем более в современной науке, не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому ИСХОДНЫЙ ПУНКТ, НАЧАЛО НАУКИ — это, строго говоря, не сами по себе предметы, не голые факты (даже в их совокупности), а теоре-тические схемы, «концептуальные каркасы действительно-сти». Они состоят из абстрактных объектов («идеальных кон-структов») разного рода — постулаты, принципы, определения, концептуальные модели и т.п.
Мы, оказывается, сами «делаем» наш опыт. Именно теоретик указывает путь экспериментатору. Причем, теория господ-ствует над экспериментальной работой от ее первоначально-го плана и до последних штрихов в лаборатории. Соответст-венно, не может быть и «чистого языка наблюдений», так как все языки «пронизаны теориями», а голые факты, взятые вне и помимо концептуальных рамок, не являются основой тео-рии.
Специфику ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ научного познания определяет преобладание рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Живое созерцание здесь не устраняется, а становится под-чиненным (но очень важным) аспектом познавательного про-цесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и законо-мерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка включает в се-бя систему абстракций «высшего порядка», таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.
На основе эмпирических данных исследуемые объекты мыс-ленно объединяются, постигается их сущность, «внутреннее движение», законы их существования, составляющие основ-ное содержание теорий — «квинтэссенции» знания на данном уровне.
Важнейшая задача теоретического познания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте со-держания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеали-зация — процесс создания чисто мысленных предметов («точ-ка», «идеальный газ» и др.), синтез — объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция — дви-жение познания от общего к частному, восхождение от абст-рактного к конкретному и др. Присутствие в познании идеали-заций служит показателем развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей.
Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, ВНУТРИНАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществ-ляется предсказание, научное предвидение будущего.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ПОЗНАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ, граница между ними условна и подвиж-на. В определенных точках развития науки эмпирическое пе-реходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.
ЭМПИРИЗМ сводит научное познание как целое к эмпириче-скому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретиче-ское познание. «СХОЛАСТИЧЕСКОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ» игнорирует значение эмпирических данных, отвергает необ-ходимость всестороннего анализа фактов как источника и ос-новы теоретических построений, отрывается от реальной жизни. Его продуктом являются иллюзорно-утопические, дог-матические построения, такие, например, как концепция о «введении коммунизма в 1980 г.» или «теория» развитого со-циализма.
Рассматривая теоретическое познание как высшее и наибо-лее развитое, следует прежде всего определить его струк-турные компоненты. К основным из них относятся: проблема, гипотеза и теория («узловые моменты» построения и развития знания на его теоретическом уровне).
ПРОБЛЕМА — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть за-стывшая форма знания, а процесс, включающий два основ-ных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поста-вить проблему — необходимая предпосылка ее успешного ре-шения.
Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдо-проблем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существен-ный момент развития знания, в ходе которого возникают но-вые проблемы, а также выдвигаются новые проблемы, те или иные концептуальные идеи, в т.ч. и гипотезы.
ГИПОТЕЗА — форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значе-ние которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказа-тельства выдвинутых гипотез одни из них становятся истин-ной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкрети-зируются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.
Стадию гипотезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым пе-риодический закон, и теория Ч. Дарвина, и т.д. Решающей проверкой истинности гипотезы является практика (логиче-ский критерий истины играет при этом вспомогательную роль). Проверенная и доказанная гипотеза переходит в раз-ряд достоверных истин, становится научной теорией.
ТЕОРИЯ — наиболее развитая форма научного знания, даю-щая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньюто-на, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.
В практике научные знания успешно реализуются лишь в том случае, когда люди убеждены в их истинности. Без превра-щения идеи в личное убеждение, веру человека невозможна успешная практическая реализация теоретических идей.
Методология научного познания
МЕТОД (от греч. методос) в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «методоло-гия» имеет два основных значения:
1) система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);
2) учение об этой системе, теория метода. Так, методология науки исследует структуру и развитие научного знания, сред-ства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике. Однако неверно сводить полностью методологиче-ское к рациональному. «Все сущее не делится на разум без остатка», так как существуют и внерациональные средства и приемы познания.
Итак, МЕТОД (в той или иной своей форме) — ЭТО СОВО-КУПНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ, СПОСОБОВ, НОРМ ПОЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной задачи, достижение определенного ре-зультата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функ-ция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности.
Любой метод разрабатывается на основе определенной тео-рии, которая тем самым выступает его необходимой предпо-сылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлены содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь, метод расши-ряется в систему, т.е. используется для дальнейшего углуб-ления и развертывания знания, его материализации в прак-тике.
Метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного, при определяющей роли по-следнего. В этом смысле любой метод прежде всего объек-тивен, содержателен, фактичен. Вместе с тем он одновре-менно субъективен, но не как совокупность умозрительных приемов, правил и процедур, а как продолжение и заверше-ние объективности, из которой он вырастает.
В современной науке все методы научного познания ПО СТЕПЕНИ ОБЩНОСТИ И СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ делят на пять основных групп:
I. ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ, среди которых наиболее древ-ними являются диалектический и метафизический. К их числу также относятся аналитический, интуитивный, феноменоло-гический, герменевтический и др.
В решении очень сложного вопроса О МЕТОДОЛОГИЧЕ-СКОЙ РОЛИ ФИЛОСОФИИ в научном познании сложились две крайние модели:
Во-первых, УМОЗРИТЕЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД (на-турфилософия, историософия и т.п.), при котором исходные положения научных теорий выводятся непосредственно из философских принципов, минуя анализ специального — фак-тического и концептуального — материала данной науки (Шел-линг, Гегель). Во-вторых, ПОЗИТИВИЗМ, согласно которому «наука сама себе философия».
В первой модели роль философии в частно-научном позна-нии абсолютизируется, во второй — принижается или даже во-все отвергается. И хотя обе крайности дали определенные позитивные результаты, однако указанная проблема не была решена.
История философии показывает, что ВОЗДЕЙСТВИЕ ГНО-СЕОЛОГИИ НА ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ НАУКИ и ее результа-ты ярко проявляется в следующих основных моментах:
1. Философия влияет на научное познание так или иначе на всех его стадиях, но в наивысшей мере — при построении тео-рий, особенно фундаментальных. Подобное чаще всего на-блюдается в периоды «крутых ломок» понятий и принципов, характерных для научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным. Все зависит от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» — руководствуется ученый. «Дурная философия, — говорил В. Гейзенберг, — исподволь губит хорошую физику».
2. На развитие научного познания философия существенно влияет своей умозрительно-прогнозирующей функций: в ее недрах вырабатываются идеи, научная значимость которых подтверждается через века (например, идеи атомизма антич-ности). Кроме того, принципы философии при переходе от умозрения к теоретическому исследованию выполняют се-лективную функцию. Из множества умозрительных конструк-ций ученый выбирает те, которые согласуются с его собст-венными философскими представлениями.
3. Философские принципы на процесс научного исследования всегда воздействуют не прямо и непосредственно, а слож-ным, опосредованным путем — через методы, формы и кон-цепции других методологических уровней. Причем, реализа-ция философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, совершенст-вование и развитие.
4. Философские методы не всегда дают о себе знать в про-цессе исследования в явном виде. Они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, причины и т.п.), которые и делают всякую науку прикладной логикой, пронизанной философским компо-нентом.
5. Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образую-щих в своей совокупности методологическую программу са-мого верхнего уровня. Данная программа не должна быть же-сткой схемой, шаблоном, стереотипом, по которому «кроят и перекраивают факты», а лишь очень гибким и динамичным общим руководством для исследования.
6. Философия разрабатывает определенные универсальные модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на предмет исследования, выбирает всеобщие познаватель-ные средства -категории, принципы, понятия и т.п., опреде-ленные мировоззренческие и ценностные установки, смыс-ложизненные ориентиры (особенно в гуманитарных науках), вооружается знанием общих закономерностей самого позна-вательного процесса и т.п.
7. Философско-методологические принципы выполняют функцию вспомогательного, производного от практики, крите-рия истины, о чем уже шла речь.
II. ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВА-НИЯ. Они широко развиваются и применяются в науке XX.в. и представляют собой своеобразную промежуточную методо-логию между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К обще-научным чаде всего относят такие понятия, как информация, модель, изоморфизм (от греч. изос — одинаковый и морфо — форма), структура, функция, система, элемент и т.д.
На основе общенаучных понятий и концепций формулируют-ся соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие фило-софской методологии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов отно-сятся системный и структурно-функциональный, кибернети-ческий, вероятностный, моделирование. формализация и др. Важная роль названных подходов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаи-мопереход философского и частнонаучного знания (и соот-ветствующих методов).
III. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, т.е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и проце-дур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответст-вующей данной основной форме движения материи. Это ме-тоды механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (со-циальных) наук.
IV. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ, т.е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-либо отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука, как мы уже выяснили, представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют специфический предмет и своеобразные методы исследования.
V. МЕТОДЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ как совокупность ряда синтетических, интегративных спосо-бов (возникших в результате сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на сты-ки научных дисциплин.
Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система много-образных методов разных уровней, сфер действий, направ-ленности и т.п., которые всегда реализуются с учетом кон-кретных условий.
Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средства научного исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях.
НАУЧНЫМИ МЕТОДАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВА-НИЯ являются НАБЛЮДЕНИЕ — целенаправленное воспри-ятие явлений действительности (связанное с их описанием и измерением), СРАВНЕНИЕ и ЭКСПЕРИМЕНТ, где происхо-дит активное вмешательство в протекание изучаемых про-цессов.
Среди НАУЧНЫХ МЕТОДОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДО-ВАНИЯ чаще всего выделяют формализацию, аксиоматиче-ский и гипотетико-дедуктивный методы;
1. ФОРМАЛИЗАЦИЯ — отображение содержательного знания в знаковой форме (формализованный язык). Он создается для точного выражения мыслей с целью исключения возмож-ности неоднозначного понимания. При формализации рассу-ждения об объектах переносятся в плоскость оперирования знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Форма-лизации играет существенную роль в уточнении научных по-нятий. Однако формальный метод — даже при последова-тельном его проведении — не охватывает всех проблем логики научного познания (на что уповали логические позитивисты).
2. АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД — способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях-аксиомах (постулатах), из которых все остальные утвержде-ния этой теории выводятся чисто логическим путем, посред-ством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и во-обще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.
3. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД — способ теорети-ческого исследования, сущность которого заключается в соз-дании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эм-пирических фактах. Тем самым этот метод основан на выве-дении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбеж-но будет иметь лишь вероятностный характер.
В науке широко используются т.н. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕ-ТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Из них можно выде-лить:
1. АНАЛИЗ — реальное или мысленное разделение объекта на составные части и СИНТЕЗ — их объединение в единое це-лое.
2. АБСТРАГИРОВАНИЕ — процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.
3. ИДЕАЛИЗАЦИЯ — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точ-ка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они пред-ставляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с абстраги-рованием и мысленным экспериментом.
4. ИНДУКЦИЯ — движение мысли от единичного (опыта, фак-тов) к общему (их обобщениям в выводах) и ДЕДУКЦИЯ — восхождение процесса познания от общего к единичному.
5. АНАЛОГИЯ (соответствие, сходство) — установление сход-ства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод — умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признака-ми а, в, с, д; объект С обладает признаками в, с, д; следова-тельно,, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем са-мым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.
6. МОДЕЛИРОВАНИЕ — метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте — модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мысли-тельного) — оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать извест-ное подобие (сходство) в физических характеристиках, струк-туре, функциях и др. Формы моделирования весьма многооб-разны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важ-ной формой последнего является математическое (компью-терное) моделирование.
Методология научного познания, как и сама наука, — явление конкретно-историческое.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 01.07.2010
Комментарии и Отзывы