Теория символизма

Теория символизма сформировалась в творчестве французских поэтов Шарля Бодлера(1821-1867), Поля Верлена(1844-1896), Артюра Рембо(1854-1891) и др. Идейной основой символизма стали иррационалистические философские учения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона. Символисты утверждали, что сущность мира может быть познана только интуитивными методами искусства, при этом интуиция отождествлялась с мистическим прозрением, откровением. С точки зрения символистов, только идеи представляют ту высшую реальность, которую должно запечатлеть искусство. Символисты опирались на тезис Шопенгауэра о том, что существует “столько различных миров, сколько есть мыслителей”. Символисты ввели в поэзию преобразованный субъективный фактор, что позволило изображать внешний мир через душу лирического героя, сквозь его ощущения. Мир – это комплекс ощущений “Я”. Он существует лишь постольку, поскольку существует воспринимающий его поэт. Поэты-символисты стремились облечь свои идеи в чувственную форму, занимались поиском своего оригинального словаря символов.

Аналогично этому художники-символисты пытались составить свой индивидуальный словарь красок и линий и перенести раскрытие символа в область чистой фантазии. Определяющим для живописи символизма стало постижение символического значения цвета, умение создавать определенное настроение посредством контрастов, гармоний или легких цветовых вариаций (Пюви де Шаванн, Густав Моро, Поль Гоген). Символизм проявил себя и в других видах западноевропейского искусства: в драматургии – Морис Метерлинк(18621-1949), в музыке – Рихард Вагнер(1813-1883).

Литература:

Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. №3.

Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. №4.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., 1990, 1993. Ч. II, III.

Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки 1870-1917г. М., 1987.

Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. М., 1987.

Рубрики: | Дата публикации: 14.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?