Теория проектирования работ Хакмана и Олдхэма.

По мнению Хак-мана и Олдхэма отношение людей к работе, их поведение на работе, мотива-ция, качество выполнения – все это зависит от того, какие эмоции вызывают у людей выполняемая работа. Хакман и Олдхэм выделили несколько наиболее важных с точки зрения мотивации положительных эмоций, которые назвали решающими психологические состояниями:

? ощущение значимости выполняемой работы,

? чувство ответственности за результаты работы,

? знание результатов работы и гордость за достигнутые результаты.

Достижение этих решающих психологических состояний зависит от сле-дующих параметров или характеристик выполняемая работы:

? разнообразие умений и навыков,

? целостность работы,

? важность работы,

? автономность,

? обратная связь.

Влияние этих параметров работы на отношение человека к работе тем сильнее, чем сильнее в нем потребности роста (рис. 5.29).

Рисунок 5.29

Разнообразие умений и навыков определяется как разнообразие действий, выполняемых на работе, разнообразие действий, выполняемых на работе, раз-нообразие навыков и способностей, требуемых от индивидуума для выполне-ния работы. Для каждого человека существует свой оптимальный уровень раз-нообразия в работе. Работа с уровнем ниже оптимального будет казаться ра-ботнику скучной. Работа, характеризующаяся чрезмерным разнообразием, ка-жется исполнителю фрагментарной, предъявляющей к нему слишком много требований.

Целостность работы определяется как степень полноты осуществления всего или части проекта, задачи или участка работы, то есть выполнение рабо-ты от начала до конца с получением видимого результата. Целостность можно повысить путем объединения основной работы, выполняемой работником со смежными видами работ (подготовительными и/или завершающими).

Важность работы определяется как степень влияния выполняемой ра-боты на жизнь или работу других людей внутри организации или за ее преде-лами. Оценка важности зависит от индивидуальной системы ценностей.

Разнообразие навыков, целостность и важность работы вместе определя-ют степень ценности и значимости работы в восприятии исполнителя.

Автономность работы определяется как степень свободы, предостав-ляемой работнику в определении очередности и выборе методов работы. Авто-номность необходима, чтобы работник почувствовал ответственность за успех или провал своей работы. Если успех или неудача в большей степени зависят от инструкций руководства, нежели чем от усилий и решений самого работни-ка, то чувство личной ответственности будет отсутствовать. Самостоятельное принятие решений предполагает наличие у работника множества ценных навы-ков. Если работа не представляет единого целого, а является лишь частью большой работы, то предоставление автономии на индивидуальном уровне может оказаться неэффективным из-за недостатка полномочий для координа-ции. Предоставлении автономии может вызвать сопротивление как со стороны работника, так и со стороны менеджера. Люди обычно неохотно принимают на себя новые обязанности, если они не прошли соответствующего обучения или не получили дополнительного вознаграждения. Они могут заподозрить, что за обогащением содержания скрывается усиление эксплуатации. Менеджеры про-тивятся подобным изменениям потому, что лишаются возможности контроли-ровать методы работы. Однако, существенная потенциальная выгода для ме-неджеров – возможность устранения перегрузок. Понижение уровня, на кото-ром принимаются решения, может быть выгодно организации при условии, что исполнители готовы к принятию решений: проинформированы о существую-щих ограничениях, обучены, обеспечены необходимыми ресурсами и под-держкой, обладают необходимыми способностями.

Обратная связь об уровне выполнения работы обеспечивает предостав-ление работнику информации о качестве выполнения им работы. Различают внутреннюю и внешнюю обратную связь. Внешнюю обратную связь работник получает от окружающих (похвала), внутреннюю – от самой работы (чувство успеха). Внутренняя обратная связь как правило более надежна, чем внешняя. Если работа целостна, обеспечить внутреннюю обратную связь легче.

Правильно спроектированная работа позволяет значительно повысить ре-зультативность работы и дает значительные преимущества с точки зрения управления (рис. 5.30).

Рубрики: | Дата публикации: 07.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?