Теория познания и методология в учении И. Канта (1724-1804)

Определив философию как науку о “послед-них целях человеческого разума” или “высшей максиме употребления нашего разума”, Кант во-прошал: Что я могу знать? Что мне надлежит делать? На что я могу надеяться? Эти вопро-сы в конечном итоге сводятся к самому главному: Что такое человек? (Кант И. Трактаты и письма, с.589). При этом Кант разграничивал ан-тропологию в «физиологическом» и «прагмати-ческом» отношении: физиологическая рассмат-ривала «что делает из человека природа», а прагматическая – что «он как свободно дейст-вующее существо делает или может сделать из себя сам» (Кант И. Сочинения. В 6-ти т. Под ред. В.Ф. Асмуса. Т. 6. – М.: Мысль, 1966. – 743 с. С.351).

«В самом деле, естественный прогресс чело-веческого познания состоит в том, что сначала развивается рассудок — на основе опыта он дохо-дит до ясных суждений и через их посредство до понятий, — затем эти понятия познаются разумом в соотношении с их основаниями и следствиями и, наконец, систематизируются наукой. Поэтому и наставление юношества должно идти по тому же самому пути. От преподавателя, стало быть, следует ожидать, чтобы он своего слушателя сделал сначала человеком рассудительным, за-тем разумным и, наконец, ученым. Такой метод имеет то преимущество, что если бы ученик даже никогда не достиг последней ступени, как это обычно и бывает, то он все же извлек бы пользу из такого обучения если не для школы, то по крайней мере, для жизни: он приобрел бы боль-ше опыта и стал бы более здравомыслящим» (Кант. Уведомление о расписании лекций на зим-нее полугодие).

XVIII век замечателен совершавшимся про-цессом отделения естественных наук от фило-софии в ходе дальнейшего развития естество-знания, к которому стал применяться диалекти-ческий метод. Именно с этой переломной эпохой связано возникновение методологии Канта.

Главной её чертой является положение о трансцендентальной логике как противопостав-ление традиционной.

Мышление — единственный способ существо-вания знания. В сознании нет ничего, не вопло-щённого в знании и, наоборот, в знании нет объ-ективных определений, не являющихся опреде-лениями “трансцендентал-ного единства созна-ния” .

Знание и познание существуют как единая ре-альность. Познавательная способность может быть “свёрнута”, воплощена в некоем готовом знании, раскрывающемся для методологического сознания в ходе его деятельности.

Сутью трансцендентального метода Канта яв-ляется нахождение скрытых предпосылок того или иного знания, которое, следовательно, ока-зывается результатом установок, средств, кото-рыми обладает субъект.

При этом рассудок осуществляет синтетиче-скую функцию, подводя познаваемое под катего-рии, чистые априорные понятия. Но поскольку объект познания есть некая “вещь в себе”, как бы подмножество совокупного абсолютного знания о мироздании, абсолютной истины, то задача по-знающего субъекта при этом состоит в конструи-ровании образа познаваемого внутри сознания.

В идеале, когда истина полностью постигнута, эти объекты должны совпасть.

Функцию конструирования Кант отдает имен-но математическому познанию. Создание теоре-тического объекта не может быть приписано рас-судку, “чистому мышлению”, ведь его деятель-ность есть установление правил.

Таким образом, в методологии Канта место интуиции именно в математическом познании. Это интуиция не эмпирическая, а принадлежа-щая “чистому созерцанию”. Здесь налицо бес-спорная близость к рационалистской концепции, где интуиция трактуется в связи с логической деятельностью разума.

Рубрики: | Дата публикации: 29.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии