Теория Маслоу.
Формулируя свою теорию мотивации, Абрахам Маслоу опирался на идею наличия у людей множества различных потребностей, кото-рые не являются взаимозаменяемыми, но могут быть упорядочены.
Он выделял следующую иерархию (пирамиду) потребностей (рис. 5.23).:
1. Физиологические потребности и потребности, связанные с выживани-ем. Например: голод, жажда, сон, отдых, секс.
2. Потребности в безопасности и защищенности. Например: безопасность для жизни, работа, наличие средств для содержания детей, место где жить, общественная безопасность.
3. Социальные потребности. Например: потребность принадлежать опре-деленному кругу, выражать свои мысли, получать информацию.
4. Потребности в уважении. Например: титулы, продвижения по службе, звания, знаки уважения, признание заслуг, карьера.
5. Потребность самовыражения. Речь здесь идет о таких категориях как искусство, культура, индивидуальное саморазвитие, созидание, замыс-лы, честолюбие.
Рисунок 5.23
Маслоу выдвинул гипотезу, что в каждый конкретный момент поведение человека определяется самой сильной из неудовлетворенных потребностей. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным факто-ром, определяющим в поведении человека, должна быть удовлетворена по-требность более низкого уровня. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотива-ции поведения через потребности бесконечен.
Модель Маслоу, однако, имеет ряд существенных недостатков:
? эта концепция неудобна для решения практических задач мотивации;
? можно привести примеры поведения, которые не согласуются с иерар-хией потребностей;
? хотя иерархия потребностей имеет вид модели процесса мотивации, механизм перехода мотивирующей роли от потребностей одного уров-ня к потребностям другого она не раскрывает.
Рекомендации относительно того, как повышать у сотрудников удовле-творенность таких потребностей:
? социальные потребности:
? дайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общать-ся,
? создавайте на местах дух единой команды,
? проводите с сотрудниками периодические совещания,
? не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не приносят организации реального ущерба,
? создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок;
? потребности в уважении:
? предлагайте сотрудникам более содержательную работу,
? обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми ре-зультатами,
? высоко оценивайте и поощряйте достигнутые сотрудниками резуль-таты,
? привлекайте сотрудников к формулировке целей и выработке реше-ний,
? делегируйте сотрудникам дополнительные права и полномочия,
? продвигайте сотрудников по служебной лестнице,
? обеспечивайте обучение и подготовку, которая повышает уровень компетентности;
? потребности в самовыражении:
? обеспечивайте сотрудникам возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал,
? давайте сотрудникам сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи,
? поощряйте и развивайте у сотрудников творческие способности»,
? элементы интеграционной мотивационной программы.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 07.07.2010
Комментарии и Отзывы