Теория Мак-Клеланда.

Другой теорией мотивации, делавшей акцент на потребностях высших уровней, является теория Мак-Клеланда. Он считал, что людям присущи потребности успеха, причастности и власти:

? потребность в успехе, достижении заставляет людей достигать стоя-щих перед ними целей более эффективно, чем они это делали прежде;

? потребность в причастности, соучастии реализуется через поиск и ус-тановление хороших отношений с окружающими, получения от них поддержки;

? потребность властвовать определяет стремление человека контролиро-вать ресурсы и процессы, проистекающие вокруг него.

В соответствии с этим он выделяет три типа людей:

? люди с высокоразвитой потребностью успеха идут на умеренный риск, проявляют инициативу, могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно;

? люди с потребностью в причастности ориентированы на соучастие и общение, потребность в принадлежности значительно сильнее потреб-ности во власти, они открыты, социально активны, нуждаются в при-знании. Такие люди будут привлечены работой, которая будет давать им обширные возможности для социального общения;

? люди с потребностью во власти обладают высоким уровнем самокон-троля, высоко ценят возможность выразить себя, проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стре-мящиеся отстаивать первоначальные позиции. Они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Таких лю-дей привлекает управление, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать потребность во власти.

Несмотря на тот существенный шаг вперед в развитии теории мотивации, который совершили содержательные концепции, они не лишены определенных недостатков, к которым можно отнести следующие:

1. игнорирование ситуационных особенностей мотивационного выбора, сведение всего многообразия побудительных сил человека к ограни-ченному набору потребностей;

2. недооценка индивидуальности человеческой деятельности. Пытаясь преодолеть ограниченность стимулирования по принципу “кнута и пряника” содержательные концепции мотивации попадают в собствен-ную ловушку: пытаются ограничить поведение человека жесткой ие-рархией или набором внутренних ценностей;

3. невозможность установить четкую корреляцию между различными по-требностями человека ввиду отсутствия универсальной теории челове-ческой деятельности.

Эти недостатки, которые неизбежно заключали в себе все содержатель-ные теории мотивации, попытались преодолеть другие исследователи в данной области, которые разрабатывали иные мотивационные модели, названные про-цессуальными.

Рубрики: | Дата публикации: 07.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?