Течения раннего протестантизма.

Протестантизм отнюдь не сразу получил общественное и го¬сударственное признание. В Европе XVI в. шли религиозные войны, в которых пролилось немало крови за утверждение но¬вой веры. Если в Германии после длительных столкновений был подписан Аугсбургский договор (1555 г.), определивший, что выбор веры — дело каждого отдельного княжества, то во Франции борьба католиков с протестантами (их там называли гугенотами) оказалась затяжной и кровопролитной. Слово huguenotos пришло во французский язык скорее всего из немецкого и первоначально означало «союзник». Куль¬минацией этой борьбы явилась Варфоломеевская ночь, ставшая символом жесточайшей расправы. В ночь на 24 августа 1572 г. (день святого Варфоломея) в Париже католики убили около 30 тыс. протестантов, съехавшихся в столицу на свадьбу од¬ного из лидеров гугенотов — Генриха Бурбона, короля Наваррского (будущего короля Франции). Невестой на этой свадь¬бе была сестра французского короля Маргарита Валуа, мать которой — Екатерина Медичи фанатично следовала католи¬цизму. Именно королева-мать и стала организатором хорошо продуманной и заранее подготовленной «кровавой бойни», ус¬троенной протестантам. Однако и это не дало католикам окон¬чательной победы: в 1586 г. и во Франции гугеноты получи¬ли свободу вероисповедания (хотя позже она была снова отменена). В Англии утверждение протестантизма произош¬ло мирным путем при поддержке королей. В других европей¬ских странах сохранялось преимущественное влияние католи¬чества.

Как уже говорилось, протестантизм очень разнообразен, и существующие внутри него церкви сильно различаются по своему вероучению. Некоторые протестантские деноминации основаны в XVI—XVIII веках и их условно можно считать старыми, иные, возникшие в XIX и XX веках, обычно на¬зывают поздними. Одна из самых крупных и ранних по времени возникнове¬ния протестантских церквей — лютеранская. Ее название происходит от имени Мартина Лютера, на учение которого она главным образом и опирается. Одна из главных вероучительных книг лютеранства — «Аугсбургское исповедание». Для своего времени Лютер был радикальным реформато¬ром, однако, как это часто бывает, со временем выяснилось, что его учение и реформы отнюдь не самые решительные в протестантизме. Через некоторое время после начала реформ их вдохновитель сам ужаснулся тому, что сделал. Он видел разграбленные храмы и монастыри, кровавые столкновения, жуткий крестьянский бунт, вожди которого во многом опира¬лись на идеи Реформации. Пугала Лютера анархия в вопросах вероучения и явная тенденциях дроблению протестантизма на многочисленные секты. Он замечал, что люди часто идею трактовали об «оправдании одной верой» таким образом, что чело¬век вообще не должен стремиться к совершению добрых дел. Для упорядочения ситуации Лютер написал «Катехизис», лег¬ший в основу учения будущей лютеранской церкви. Лютеранская церковь — самая традиционная из всех про¬тестантских деноминаций. Она сохранила немало элементов католичества. Богослужение идет в соответствии со специаль¬ными правилами (есть канонические тексты и последование служб), сохранена месса, два таинства, имеющие мистическую окраску (крещение и причащение). Кроме этого существует церковный брак, рукоположение в священство, соборование больных и умирающих, исповедь, конфирмация (миропомаза¬ние, символизирующее достижение молодыми людьми церков¬ного совершеннолетия). Но это все у лютеран — просто об¬ряды, дань традиции, а не таинства. Храмы лютеран — кирхи (букв, церковь), строятся по определенным канонам архитек¬туры и представляют собой подчас интереснейшие памятники. Внутри они скромны, нет икон, но есть распятие, алтарь. Свя¬щенники (пасторы — с лат. букв, пастух) облачены в спе¬циальные одежды. В кирхе звучит музыка так называемого протестантского хорала (орган, хор, оркестр), исполняются кантаты, пассивны (на темы Страстен Господних), оратории. Шедевры немецкой протестантской музыки создали Г. Телеман, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Д. Букстехудс, И. Пахельбель. Церковная и светская музыка в протестантизме не разделены столь резкой гранью, как, например, в православии. Строго¬го музыкального канона также нет (в протестантской музыке (не только лютеранской), — есть немало зна¬чительных произведений в стиле рок; одно из самых ярких — знамени¬тая рок-опера «Иисус Христос — Суперзвезда»). Лютеранская церковь распространена в Германии, странах Скандинавии, США, Эстонии, Латвии. Даже в Казахстане, Киргизии и на юге Сибири есть лютеранские храмы, что свя¬зано с насильственным переселением сюда в сталинские вре¬мена поволжских немцев (жителей России с XVIII в.). Все¬го в мире около 70 млн. лютеран. Единого управления они не имеют и продолжают дробиться (что характерно для всех про¬тестантских церквей).

Близкие друг другу старинные направления протестантизма — кальвинизм и пресвитерианство. О том, кто такой Жан Кальвин, вы уже знаете. Все основные принципы про¬тестантского вероисповедания характерны для кальвинизма. Но это направление отличается большим радикализмом, чем лютеранство. Полное повиновение верующих дисциплине в об¬щине, простота, аскетизм, суровые принципы, регламентация жизни до мелочей — все это, как уже говорилось, следствие главного догмата, выдвинутого Кальвином. Это знаменитый догмат об «абсолютном предопределении». Согласно ему, ни вера, ни деятельность человека не смогут повлиять на его судьбу после смерти. Все уже предопределено Богом, но его решение является для людей тайной. Зачем же тогда усилия и старания человека? Кальвинисты отвечают на это так: успех человека в деле (главным образом, в образовании, профессиональной де¬ятельности, бизнесе) — признак того, что он избран Богом. Отсюда следует стремление к соревновательности, бережливо¬сти, к накоплениям, т.е. ко всему тому, что в конечном итоге способствовало развитию капиталистической общественной и экономической системы. Никаких излишеств, праздности — только ежедневный упорный труд. Имущество, учил Кальвин, дается человеку Богом во временное пользование, и за его со¬стояние после смерти придется держать ответ. Надо заметить, что уже после смерти Кальвина, в процессе дальнейшего развития кальвинистского течения оно постепенно утратило столь жесткий и радикальный характер. Современные последователи кальвинизма уже отнюдь не столь строги к себе и окружающим. Современный кальвинизм распался на многочис¬ленные церковные объединения, которые выросли на его базе.

Пресвитериане (от гр. Ргеsbyteros — старший, старейший) как церковное направление -продукт развития кальвинизма. Родина пресвитерианства — Англия и главным образом Шотландия, куда в 1559 году вернулся ученик Кальвина Джон Нокс. С конца XVI в. пресвитерианство стало государ¬ственной религией Шотландии. Учение пресвитерианства направлено не на теоретическое построения о потустороннем мире, не на схоластическое бо¬гословие, а на практику, то есть оно регламентирует жизнь «на этом свете» Вьющий идеал — повседневная трудовая дея¬тельность и приумножение богатства. У пресвитериан вообще нет священства. Общины (конгрегации) возглавляются пре¬свитерами (иногда пасторами) и абсолютно независимы друг от друга. Пресвитеры выбираются из числа мирян. Богослу¬жение, идущее на родном языке, до предела упрощено: чтение Евангелия, молитвы, песнопения, исполняемые хором верую¬щих. Канона и утвержденного последования служб, по сути, нет. Богослужение может происходить в любом помещении. В Англии протестантов-кальвинистов называли пуритане (от лат. Purus — чистый). Именно они и были создателями пре¬свитерианской церкви в противовес католической и англикан¬ской (см. ниже). Впоследствии пуритане сыграли активней¬шую роль в Английской буржуазной революции.

Пуританская нравственность была так строга, что даже стала на¬рицательным выражением. Времена средневековой поэзии и романтики, воспетые в куртуазных романах, прошли. Протестантам, строящим но¬вый мир, некогда было заниматься изящными любовными приключени¬ями. Главной ценностью стала теперь семья. Женщина должна была яв¬лять собой саму добродетель. Неприличным могло считаться все, что хотя бы намекало на чувственность. По этой причине, например, в Англии плотно зачехлялись ножки стульев… Последователями Кальвина во Франции стали те самые знаменитые гугеноты, пострадавшие в Варфоломеевскую ночь. Немало кальвинистов было в Нидерландах, Венгрии, Чехии и Германии, все они также внесли свой вклад в создание пре¬свитерианской церкви.

Англиканство — еще одно крупное и очень раннее тече¬ние протестантизма, как это видно из названия, происходит из Англии. Зарождение этой протестантской церкви связано во многом с геополитическими (Геополитика — политика, связанная с географическими интересами тех или иных держав в мире) обстоятельствами. Англия обладала немалым промышленным и военно-морским потенциа¬лом, но во все времена держала себя по отношению к осталь¬ной Европе весьма независимо: во-первых, английские коро¬ли соперничали и воевали с французскими, во-вторых, они очень тяготились зависимостью от римских пап, которые обо¬гащались в Англии больше, чем сами короли. Изоляции Ан¬глии способствовало и ее островное положение. Зародивша¬яся Реформация стала для английской монархии хорошим поводом к разрыву местной церкви с Римом. Поводом к разрыву послужили «дела семейные»: король Генрих VIII никак не мог добиться от папы Климента VII раз¬решения на развод с Екатериной Арагонской, чтобы жениться вторично на ее фрейлине Анне Болейн. После непродолжи¬тельной «пикировки» с папой в 1534 году Генрих при помощи парламента объявил самого себя земным главой английской (в будущем англиканской) церкви. Началась секуляризация (От лат. saecularis — светский, мирской; под секуляризацией пони¬мается изъятие у церкви ее земельной или иной собственности) церковных владений и имуществ в пользу короля, закрывались монастыри. Уже при следующем правителе Эдуарде VI были введены строгие канонические правила ведения англиканской литургии. Правда, при королеве Марии Тюдор, яростной католичке, процесс утверждения но¬вой церкви прервался, а многие ее сторонники были осужде¬ны и казнены, но в правление Елизаветы I (1558—1603г.) были приняты основные вероучительные положения англикан¬ства и, в первую очередь, окончательная редакция «Символа веры» из 39 пунктов. Как мы видим, освобождение от власти пап, чего так хотели английские короли, и было основным содержанием официальной «Реформации сверху» в Англии. Новая церковь стала некоей «средней линией» между католичеством и про¬тестантизмом. В ее учении сохранились католические идеи о спасительной роли церкви, но добавилось протестантское по¬ложение о спасении личной верой («оправдание верой»). Со¬хранилась церковная иерархия и священство, но в то же вре¬мя единственным источником вероучения было признано исключительно Священное Писание (но не Предание!). Англикане признали только два таинства (Крещение и Евхаристию), а рукоположение в священство сочли символическим, а не мистическим актом. Священнослужители — англикане, в отличие от католических, получили право состоять в браке. Особенно интересно то, что в этой церкви к священству сей¬час допускаются и женщины. Англиканская церковь, подобно другим реформатским цер¬квям, не едина (состоит из более чем двух десятков автоном¬ных церквей и различных течений). В мире около 70 млн. англикан. Церковь имеет немалую собственность и капиталы. Здания храмов, как и у католиков, — торжественные и богато украшенные. Центр англиканской церкви — Кентерберийская епархия, архиепископы Кентерберийский и Йоркский назначаются монархом. Но главой церкви является сам король или короле¬ва. Сейчас это Елизавета II, посетившая в 1995 г. Россию, где принималась не только как глава государства, но и как глава церкви.

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии