Таким образом, журналисту важно знать не только индивидуальную психологию будущего собеседника, но и психологию социальную, психологию той группы, к которой он принадлежит, тех ценностей, которые ею разделяются, того типа поведения, которое ею принимается за подобающее.
Как опытный актер перед выходом на сцену «прокручивает» в уме предстоящую сцену, так и журналист «перебирает» перед ответственной встречей план будущей беседы. Каким он будет – с заранее сформулированными, четко продуманными вопросами или только в виде схемы-наброска тех главных проблем, которые можно решить, зависит от целей интервью, от вкусов и привычек самого журналиста. Иногда наличие старого списка вопросов обязательно, например, когда журналист идет к официальному лицу беседовать по какой-то четко определенной программе. У него должна быть заготовлена рабочая гипотеза, то есть представление о проблеме, ее развитии, ее месте в изучаемом вопросе. Рабочая гипотеза – это, по существу, обдумывание конкретных целей интервью на новом уровне, то есть нужно конкретизировать цели, вооружившись изучением предмета. Для решения какой-либо сложной проблемы в материале необходим драматургический стержень. Это тот центральный элемент беседы, который помогает объединить интересы журналиста и интервьюируемого. Он позволяет разговорить собеседника, заставляет его высказаться серьезно, не стереотипно, увлеченно. Часто таким стержнем выступает столкновение идей, момент дискуссии, который заставляет собеседника возражать, доказывать, раскрываться в споре.
Разговор собеседников у микрофона должен быть обращен к аудитории
Сама природа радиовещания, обстановка, в которой воспринимается передача, предопределяют необходимость контакта говорящего и аудитории. Радиоречь можно назвать диалогом, потому что она обращена к каждому слушателю в отдельности и рассчитана на его реакцию. С помощью различных средств активизации внимания слушателя можно поддерживать его интерес к рассматриваемой проблеме и побуждать принять заочное участие в ее обсуждении.
Известно, что рассказ о научном эксперименте, поиске активизирует внимание, если же сообщить одни результаты, внимание притупляется. Рассмотрим два отрывка из программы на актуальную научную проблему. Вот типичный пример констатации итогов: «Произведенные нами теоретические расчеты показали, что возможно получение более чистого металла, чем он был получен на сегодняшний день. Для этого нами были применены комбинированные методы очистки с использованием контейнерных и бесконтейнерных методов».
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 23.07.2010
Комментарии и Отзывы