Связь философии с жизнью человека и общества.
В многовековой истории философии можно отыскать немалое число философов, избравших путь бесстрастного смирения и отреше-ния от суетной земной жизни (они словно …»закрыть глаза, заткнуть уши» своей души…).
Но было много и таких, которые видели свое предназначение в страстном служении философски осмысленным целям и идеалам, причем не только своим, но и общественным.
За философские идеи отдавали жизнь, выпивая чашу с ядом (Со-крат) или сгорая на инквизиторском костре (Бруно).
Во имя философских идей философы отказывались от интимных наслаждений или расставались навсегда со своими бесценно люби-мыми избранницами (Кьеркегор — Регина Ольсен — Шлегель).
Во имя философских идей философы порывали со своим соци-альным кругом, высшим светом и богатством (Энгельс, Толстой), про-буждали революционный дух, считая, что философ должен не только объяснять мир, но и переделывать его в соответствии с идеалами со-циальной справедливости (Герцен, Ленин).
Но одна из главных жизненных целей философа во все времена — быть свободомыслящим.
«Волхвы не боятся могучих владык и княжеский дар им не ну-жен…»
Киплинг о человеке.
В 399 г. до новой эры шел суд над Сократом, обвиненным в рас-пространении общественно опасных идей. Мудрец пояснил, что зани-мается философией прежде всего потому, что «жить, не разобрав-шись в жизни, не стоит». По его наблюдениям, большинство сограж-дан посвящают всю свою деятельность достижению славы, богатства, удовольствий. Но они нисколько не задумываются, насколько всё это для них ценно.
Далее см. по Платону.
Философ всегда словно борется с течением, плывя против него или обгоняя его.
Он чем-то напоминает Иванушку-дурачка, который навзрыд пла-кал на свадьбах и весело смеялся на похоронах.
Его задача — предостерегать от односторонних крайностей.
Когда жизнь течет благостно и умиротворенно, философ должен будить общество от самозабвенной спячки.
Если все существующее кажется бесспорным и стабильным, фи-лософия призвана будоражить умы, расшатывать устоявшиеся смыс-лы.
Но если почва начинает уходить из-под ног, если трещат и рас-ползаются по швам вековые нормы, традиции и не видно света в кон-це туннеля, философия призвана, нет, не успокаивать, убаюкивая красивым обманом…
Она призвана помогать вновь находить достойные жизненные ориентиры и обретать мужественную уверенность в себе и окружаю-щих.
(Речь идет не о стремительных катастрофах чернобыльского ти-па, в такой ситуации не до философии; впрочем даже в этих случаях наступает “вечер”, и сова Минервы отправляется в свой полет: ведь в связи с подобными катастрофами тоже встают философские “почему” и “во имя чего”?)
Особая роль у философии в такие времена, как наше.
Невольно вспоминаются строки: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…» Когда цивилизация переживает глубокий кри-зис, многие люди вынуждены искать выход из него.
Неизбежно задумываясь над самыми фундаментальными про-блемами, они невольно обращаются к философии.
Аристотель говорил, что «философия начинается с изумления», с понимания того, что мы живем в очень странном, неистощимо много-образном мире… Она даёт неожиданный ракурс на мир .
Философия не меньше, чем физика, нуждается в «безумных идеях». Но как непохоже философское безумие на безумство мартовского ко-та, обуреваемого нестерпимой страстью, или воспаленное воображе-ние наркомана…
Ведь философия просветляет мир, она подсказывает наиболее оп-тимальный и гуманный путь к желаемым целям.
Добротная философская подготовка позволяет избежать непроду-манных решений, кем бы они ни принимались, – капитаном дальнего плавания, президентом страны или зубным техником.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 29.06.2010
Комментарии и Отзывы