Субъект и объект познания
Я жизнь прожить хочу совсем не зря
В метаньях меж субъектом и объектом…
Д.А. Леонтьев Oднопсишия.
В рационалистической философии познание рас-сматривалось в аспекте взаимодействия субъекта и объекта. Но трактовка субъекта и объекта постепенно существенно менялась.
В докантовской философии:
Субъект познания — человеческий индивид.
Объект – то, на что направлена познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций.
Кант перевернул отношения объекта и субъекта:
Кантовский субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира.
Объект же – продукт деятельности этого субъекта.
Субъект первичен по отношению к объекту.
В немецкой классической философии субъект предстает как надындивидуальная развивающаяся система, сущность которой состоит в активной дея-тельности.
У Канта, Фихте, Гегеля эта деятельность рассмат-ривалась прежде всего как духовная активность, кото-рая порождала объекты.
У К. Маркса и Ф. Энгельса эта деятельность носила материально чувственный характер, была практиче-ской.
Субъект – носитель материального целенаправ-ленного действия, связывающего его с объектом. Объект – предмет, на который направлено действие.
Каковы же основные качества субъекта, отличающие его от объекта?
Исходная характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное, внутренне детер-минированное порождение материальной и духовной энергии.
Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием.
Свободная деятельность есть высшее проявление активности.
Субъект – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности.
Объект – это сфера приложения активности субъ-екта.
Различия между объектом и субъектом относи-тельны.
Субъект и объект – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности.
Индивид, если активно воздействует, то является субъектом, а если на него воздействуют другие, то он превращается в объект.
С точки зрения марксизма, человек становиться субъектом познания лишь в той мере, в какой он вклю-чен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира.
А это значит, что познание никогда не осуществля-ется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную практическую деятельность.
Объект – часть объективной реальности, с которой субъект вступил в практическое и познавательное взаимодействие. Марксизм считает, что подлинным гносеологически субъектом является человечество, общество.
.
Переломным для развития науки явился ХХ век. Его можно назвать веком преодоления научных тра-диций Нового времени и создания новой науки, в кото-рой различаются неклассический и постнеклассиче-ский этапы.
Таким образом, с XVII века по сегодняшний день выделяют три этапа эволюции науки: доклассиче-ский, классический, неклассический и постнеклас-сический.
Классический тип научной рациональности фоку-сирует внимание на объекте, стараясь, насколько это возможно, вынести за скобки все, что относится к субъекту и средствам деятельности.
Для неклассической рациональности характерна идея относительности объекта к средствам и опе-рациям деятельности.
Учет этих средств и операций выступает условием получения истинного знания об объекте.
Наконец, постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не толь-ко со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности.
………………..
Реальность постнеклассической науки (вторая половина XX в.) — это сеть взаимосвязей, в кото-рую включен человек, причем, не только через условия познания.
«Замешанность» человека в структуре и эво-люции Вселенной, согласно антропному принци-пу, более глубока.
Объектами постнеклассической науки стано-вятся сложные природные комплексы, включаю-щие человека, такие как биосфера, ноосфера. Отсюда — «человекоразмерность» как характери-стика объектов постнеклассической науки.
Отказа от объективизма, являвшегося доми-нантой научного исследования, не происходит. Однако концепция объективизма пересматрива-ется и уточняется.
Г. Сколимовски: не существует реальности самой по себе, к которой разум наносит визит, реальность складывается с человеком.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 30.06.2010
Комментарии и Отзывы