Структурные дилеммы.

При построении структуры организации руководитель сталкивается с ря-дом структурных дилемм, касающихся основных аспектов структуры (рис. 5.32):

Рисунок 5.32 – Основные аспекты структуры

1. Специализация. Следует ли ограничивать сферу деятельности человека узким кругом обязанностей, получая тем самым пользу от специализа-ции? Или следует свести специализацию к минимуму, увеличив тем самым ответственность сотрудников и предоставив им больший про-стор в работе?

2. Определение работ. Следует ли определять работу предельно точно, чтобы обеспечить максимальный контроль? Или следует определять работу только в общих чертах, предоставляя сотрудникам возможность действовать гибко и проявлять инициативу?

3. Пространство контроля. Следует ли стремиться к тому, чтобы каждый начальник руководил минимальным количеством подчиненных, имея тем самым возможность осуществлять более тщательный контроль? Или нужно увеличивать количество подчиненных, сокращая тем са-мым общее число уровней управления?

4. Единоначалие. Нужно ли соблюдать принцип единоначалия (каждый человек имеет только одного начальника), обеспечивая тем самым яс-ность и однозначность линии руководства? Или следует допускать, что человек может консультироваться у нескольких руководителей?

5. Централизация решений. Следует ли стремиться к централизации в сфере принятия решений, делая возможным осуществление более плотного контроля? Или нужно проводить децентрализацию и переда-вать полномочия, чтобы усилить активность и ответственность персо-нала?

6. Объединение сфер деятельности. Следует ли группировать людей и работы по функциональному признаку, так, чтобы у специалистов раз-личных видов были разные руководители? Или следует объединять их в зависимости от отношения к производству или разработке опреде-ленного вила продукта, или в зависимости от обслуживания опреде-ленного типа клиентов, или в зависимости от географической террито-рии?

Рассмотрим основные проблемы и дилеммы, имеющие отношение к раз-делению деятельности в организации:

? насколько специализированный персонал необходим,

? насколько точно нужно определять обязанности каждого человека,

? какой должна быть сфера контроля для каждого руководителя,

? должна ли организация быть вертикальной или горизонтальной,

? нужно ли обеспечивать единоначалие,

? в какой степени должно быть централизовано принятие решений,

? в какой степени должны быть централизованы общие службы,

? каким должно быть разделение ответственности между линейными ру-ководителями и штабным персоналом.

Рубрики: | Дата публикации: 07.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?