Стратегическое планирование.
Идеология стратегического планирования основана на предположении о невозможности с достаточной степенью точности предсказывать долгосрочные тенденции.
Стратегическое планирование и управление – это технология планирова-ния и управления в условиях нестабильности факторов внешней среды и их не-предсказуемости во времени.
Стратегическое планирование становится особенно актуальным для ор-ганизаций, имеющих диверсифицированный портфель сфер бизнеса, то есть производящих товары и услуги различного функционального назначения и/или действующих в различных сферах бизнеса.
Стратегическое управление — такое управление организацией, которое ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, обес-печивает гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, от-вечающие вызову со стороны и позволяющие добиваться конкурентных пре-имуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в дол-госрочной перспективе.
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую со-вокупность пяти взаимосвязанных процессов (рис.5.3).
Рисунок 5.3
АНАЛИЗ СРЕДЫ.
Предполагает изучение трех ее частей (рис.5.4)
Рисунок 5.4
Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе органи-зация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнут на ее пути в будущем и то, какие новые возможности могут открыться для нее. по-этому изучая внешнюю среду, стратегическое планирование концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и возможности таит в себе внешняя среда.
Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать воз-можности важно правильно оценить сильные и слабые стороны внутренней среды.
Для решения этих задач разработаны определенные приемы анализа. Ме-тод SWOT позволяет провести совместное изучение внутренней и внешней среды и установить линии связей между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Этот метод предполагает сначала выявление факторов внутренней и внешней среды, а затем установле-ние цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использо-ваны для формулирования стратегии организации. Для установления таких свя-зей используется матрица SWOT:
В два левых раздела вносятся все выявленные сильные и слабые стороны, в два верхних раздела вносятся выявленные возможности и угрозы. На пересе-чении разделов образуются четыре поля для позиционирования парных сочета-ний, которые должны быть учтены при разработке стратегии.
В отношении пар, позиционированных на поле СИВ, следует разрабаты-вать стратегию по использованию сильных сторон для получения отдачи от имеющихся возможностей.
В отношении пар, позиционированных на поле СЛВ, следует разрабаты-вать стратегию, предусматривающую то, как за счет появившихся возможно-стей попытаться преодолеть слабые стороны.
В отношении пар, позиционированных на поле СИУ, следует разрабаты-вать стратегию по использованию сильных сторон для устранения угроз.
В отношении пар, позиционированных на поле СЛУ, следует разрабаты-вать стратегию, предусматривающую то, как преодолеть слабые стороны и предотвратить внешние угрозы.
Возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность: не-использованная возможность может стать угрозой, если ее использует конку-рент. И наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организа-ции дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не уст-ранили эту же угрозу.
Важно не только вскрыть угрозы и возможности, но и оценить их с точки зрения их важности и степени влияния на организацию.
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей:
Девять рабочих полей внутри матрицы возможностей имеют разное зна-чение для организации. Возможности, позиционированные на полях ВС, СС, ВУ имеют большое значение для организации и их обязательно надо использо-вать. Возможности, попадающие на поля СМ, НМ, НУ практически не заслу-живают внимания организации. В отношении возможностей, попавших на ос-тавшиеся поля, принимается позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 07.07.2010
Комментарии и Отзывы