Статистические методы исследования аудитории позволяют определить оптимальное время передачи, выяснить, когда и что лучше воспринимается слушателями, что им нравится, а что нет. Но они не показывают реального эффекта вещания. Человек может слушать радио, но запоминать, включать в свой духовный мир, непропорционально мало. А это значит, что эффективность передач низка. Из двух одинаковых по размеру заметок, переданных в информационном выпуске, одна может произвести глубокое впечатление, а вторая, вообще не затронуть внимания. Поэтому необходимо, чтобы все факторы были приспособлены к особенностям восприятия слушателя: размер материала для радио, количество заложенной в нее информации, способ формулировки, речевые акценты, язык.

Отношения аудитории к сообщению определяются рядом объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся само содержание и форма сообщения, особенности звуковой интерпретации и т. д. К субъективным – индивидуальный опыт слушателя, особенности его восприятия, представления, профессиональное и общее образование.

Что же определяет эффективность восприятия информации по радио, какие моменты в устном сообщении повышают его эффективность? Это вопросы, на которые пока можно дать только частичный ответ, поскольку они мало исследованы.

Возможно, причиной того, что научные попытки в этой области были редкими, является сложность комплексного исследования. Кроме того, существует точка зрения, что при отборе. восприятии и запоминании радиосообщения не играют определенной роли индивидуально-психологические склонности слушателей. По мнению некоторых специалистов, намного большее значение имеют факторы социально-демографические: пол, возраст, образование, общественное положение.

Исследование восприятия и усвоения радиосообщений слушателями является сегодня актуальным делом, ибо без этих знаний трудно достигнуть дальнейшего повышения эффективности радиопропаганды.

Для того, чтобы радиопрограммы создавались с учетом научно обоснованных принципов, полезно было бы для основных типов программ (аналитических, информационных, образовательных и т. д.) разработать психологические модели с учетом психологии индивидуального слухового восприятия. Особенно важно это для передач, несущих слушателям огромный заряд смысловой информации (аналитических, информационных).

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?