Старообрядцы не составляют единой церковной организации.
Они делятся на два толка (направления) — поповцев и беспоповцев. Беспоповцы считают, что все духовенство по¬грязло в грехе, «истреблено антихристом» и не имеет права на существование. Поэтому они отвергают священство и обхо¬дятся без него. Внешне их точка зрения напоминает протестан¬тизм, но есть и серьезное различие с ним: беспоповцы счита¬ют эту ситуацию временной, «пока не исправятся человеческие нравы». Поповцы признают священство и все обряды, кото¬рые с ними связаны. Как поповцы, так и беспоповцы делятся на многочисленные группы (согласия).
Наиболее многочисленной и влиятельной у старообрядцев-поповцев является Белокриницкая церковь (по названию села Белая Криница в Австрии, куда переселилась община старо¬веров и где была создана эта церковь). В XIX в. ее центр пе¬реместился в Москву, где Белокриницкая церковь слилась с Рогожской общиной старообрядцев. Сейчас это Старообряд¬ческая архиепископия Московской и всея Руси, обладающая единым управлением, издающая литературу, имеющая свой главный храм в районе Рогожского кладбища в Москве.
Русские сектанты.
Дробление старообрядчества, отпочкование от него и от ор¬тодоксальной церкви новых групп верующих, объясняющееся многими причинами, в том числе общественными, политическими и идейными, продолжалось в конце XVII, а также в XVIII и XIX вв. В XVIII в. в России возникло течение духовных христиан, близкое во многом старообрядцам беспоповцам. Общая черта в мировоззрении этих течений — негативное от¬ношение к церкви как погрязшему в грехе человеческому ин¬ституту, не имеющему святости (духовные христиане) и по¬терявшему святость (старообрядцы — беспоповцы). Вера, с точки зрения духовных христиан, должна исповедоваться свободно, и никто не имеет права определять правила ее ис¬поведания. В этом смысле духовные христиане очень сходны с протестантами. Не случайно протестантские течения бапти¬стов, адвентистов, пятидесятников и др., которые начали вско¬ре проникать в Россию, в качестве питательной среды исполь¬зовали именно секты духовных христиан. Для всех сект, входящих в это течение, свойственна общин¬ная, замкнутая жизнь с идеалами равенства, братства и самосо¬вершенствования. Замкнутость сект — следствие постоянных преследований со стороны власти, непонимания окружающих, по¬стоянного состояния «обороны». В конце XVII в. возникло течение христоверов (или хлы¬стов). Они верили в то, что Христос может вселиться в каж¬дого человека, но для этого необходим строгий аскетизм и мо¬литва в виде «радения», когда верующие приводят себя в состояние религиозного экстаза с целью соединения со Святым Духом. Иногда христоверы бичевали себя (отсюда название хлысты). По другой версии хлысты — это искаженное «христы». Крайняя группа христоверов вершиной совершенства считала самооскопление мужчин и женщин (скопцы). В XIX в. христоверы раскололись на множество групп, враждовавших друг с другом. Наиболее мягкие христоверы объединились в общество «Новый Израиль» и в 1914 г. эмиг¬рировали в Уругвай. Сейчас в России сохранились очень ма¬ленькие группы христоверов на Северном Кавказе.
Самые заметные течения духовных христиан — это духо¬боры (или духоборцы) и молокане. Духоборы отвергали церковь, иконы, кресты, они отказы¬вались служить в армии, вступали за равенство людей, не при¬знавали никакой власти. Вместо Библии они читали собствен¬ную «Животную книгу» (книгу жизни), которая состояла из псалмов, написанных самими духоборами. «Бог есть дух» — считают духоборы. Основы учения, религиозные тексты и напевы передаются духоборами из поколения в поколение.
Духоборов много раз переселяли внутри России, в том числе в Грузию. В 1898—1899 гг. произошел массовый исход духоборов из России в Канаду, куда их пригласили квакерс¬кие общины и где они живут и по сей день, сохраняя свои тра¬диции и своеобразную культуру. В судьбе духоборов прини¬мал участие Л.Н. Толстой: на его средства были зафрахтованы пароходы для их переселения. Часть духоборов живет сейчас в России на Северном Кавказе и в некоторых других районах. В 1991 г. состоялся съезд духоборов, они создали свою орга¬низацию в России. Слово духоборы можно трактовать двояко: как борцы «за святой дух», либо как «борящиеся со святым духом». Впол¬не возможно, что это название первоначально было дано им православными иерархами и носило в себе именно оттенок осуждения, но понравилось самим духоборам, которые поме¬няли его смысл «на 180 градусов». Название «молокане» тоже объясняется по-разному: от названия реки Молочная или от некоего «духовного молока», которым они питаются (есть и другие версии). Молокане при¬знают Библию, но по сравнению с духоборами их взгляды бо¬лее умеренны. Во время службы они читают Библию и поют псалмы. В учении молокан присутствует элемент эсхатоло¬гии (с гр. учение о конечной точке) — ожидание скорого вто¬рого пришествия Христа и установления царства Божия на земле (сравните с адвентистами!). В мире около 300 тыс. молокан, они живут в США, Канаде, Латинской Америке. В ос¬новном это эмигранты из России. Некоторые молокане вернулись на Родину. На Северном Кавказе, в Закавказье, на Украине и в Центральном районе России живут общины молокан как вернувшихся, так и сохра¬нивших здесь свои поселения. В 1991 г., так же как и духобо¬ры, молокане России провели свой съезд и объединились в союз, имеющий периодический печатный орган.
Ответвлением молокан является секта прыгунов (во вре¬мя молитвы они приходят в состояние экстаза, в чем сходны с христоверами). В Азербайджане и Армении сохранились не¬большие группы верующих этого направления. Христоверов, молокан и духоборов принято считать «ста¬рыми русскими сектантами» в отличие от протестантских сект более позднего времени. Они, безусловно, далеки от правосла¬вия, но являются заметным и чрезвычайно интересным фак¬тором религиозной жизни России.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 27.07.2010
Комментарии и Отзывы