Средневековый период своей истории иудеи называют раввинистическим.

В это время евреи широко расселились в Европе Их путь пролегал через Испанию и Португалию (где они подвергались преследованию инквизиции и насильно окатоличивались или изгонялись), затем дальше на восток через Францию, Германию, Польшу, украинские земли в Россию. Необходимость знать и уметь толковать множество пред¬писаний Талмуда привела к упрочению роли раввинов в общине (кагале) евреев (отсюда и название периода). Однако в Сирии в VIII появилась группа иудеев, не признававшая Талмуда и опиравшаяся только на Тору. Последователи это¬го течения получили название караимы (возможно — «чита¬ющие). Они распространились в Причерноморье, Крыму и Литве. Крупным мыслителем Средневековья был еврейский бого¬слов Моисей Маймонид, живший во второй половине XII в. в Египте близ Каира. Он был врачом теологом и философом. Главный труд Маймонида — «Руководство сомневающихся». Опираясь на философию Аристотеля, он дал рациональное (с точки зрения рассудка, разума, а не слепой веры) толкование Талмуда и некоторых мест Библии. Современники — ортодоксы считали Маймонида атеистом, на его могиле было начертано: «Проклятый еретик».Другая часть иудейских философов и богословов пошла совершенно иным путем, разработав сложнейшую сакраль¬ную (священную) и мистическую тайную науку, которая по¬лучила название каббала (с евр. предание, традиция). Пер¬воначально этим словом обозначалась вообще всякая устная передача религиозных заповедей, но в середине века слово приобрело иное значение и стало означать сокровеннейшую часть иудаистской религии, открытую только посвященным. В основе каббалистического учения лежит магия чисел, букв и имен. Буквы, из которых составлена Тора, соответствуют определенным числовым значениям, сочетания букв и чисел могут открыть чeловеку сокровенные знания о Боге и мире, если научиться их правильно толковать, — учили создатели Каббалы. Они по-своему определяли строение мира и место человека в нем. Бог рассматривался как некое абстрактное начало, лишенное каких-либо признаков, существующее в нео¬пределенности, бесконечности, «разлитое в окружающем мире». Такой взгляд называется в наше время пантеизмом (от гр. pan все и theos бог). Каббалисты верили в переселение душ, в очистительную цепочку перерождений, в результате ко¬торой грешная душа возносится в царство чистых духов. В средние века каббалистов считали колдунами, врачевателями, магами, воздействовавшими на мир с помощью магических амулетов и формул. Главные книги каббалистов — Сефер Иецира («Книга со¬здания»), которая приписывается самому Аврааму, но напи¬сана, очевидно, в VIII»~IX вв. н.э. и Сефер ха-Зогар («Кни¬га сияния»), возникшая около 1200 г. По преданию, она была спрятана в течение 10 веков, пока ее не обнаружил испанский каббалист Моше де Лион (скорее всего он и был ее автором). «Зогар» представляет собой комментарий к Торе. Это главная книга каббалистов. Известны некоторые другие книги (и авторы) Каббалы. Каббалистика (мистическая наука Каббалы) считается уделом избранных, посвященных. Иудеи настаивают на том, что к изучению Каббалы необходимо подходить с трепетом и только достигнув вполне зрелого возраста. В эпоху крестовых походов в Средневековой Европе по¬явился термин «хасид» (благочестивый или приверженец), в конце XVIII в. в Польше и на Украине возникло новое направление иудаизма — хасидизм. Основателем его был раввин Израиль Бешт (сокращение от Баал Шем Тов), слывший мистиком, чудотворцем и лекарем. Это течение сохраняло в себе элементы каббалистического учения и сильно отличалось от раввинистического (ортодоксального) направления. Хаси¬ды смотрели на весь окружающий мир и природу как на воп¬лощение Бога, т.е. были ярко выраженными пантеистами. Они проповедовали бедность, равенство людей перед Богом, кри¬тикуя богатство, но имеете с тем весьма оптимистично относились к жизни, осуждая аскетизм. Хасидскими общинами руководили цадики (проповедники). Ортодоксальный иудаизм вступил в борьбу с движением ха¬сидов, но эта борьба оказалась безрезультатной. Среди хасидов, в том же ХVIII в. выделилось особое направление — хабад. Опасаясь свойствен¬ного хасидам чрезмерного увлечения мистикой и медитацией, последователи этого течения стали уделять главное внимание изучению Торы. В конечном итоге .хабад превратился в весьма традиционное и даже консервативное течение в иудаизме. Учение Маймонида, каббалистика очень сильно повлияли на развитие европейской мысли, в частности, на учение голландского философа еврейского про¬исхождения
Б. Спинозы (XVII в ), разработавшего учение о строгой закономерности и взаимосвязанности всех процессов в мире. С каббалистическим учением связана теория Парацельса-философа, естествоиспытателя и врача 1 половины XVI в. Он считал, что больного человека необходимо лечить не только телесно, а также духовно. Парацельс — загадоч¬ная фигура в истории науки, последние годы своей жизни он, преследуемый и гонимый, провел в скитаниях по Альпам. Ре¬лигиозно-философские системы рационалистического направ¬ления, имевшие иудаистские корни, повлияли на философию эпохи Просвещения.

Современный иудаизм можно условно подразделить на три, течения: ортодоксальное (выступающее за полное следование всем традициям предков, соблюдение всех правил и предпи¬саний Талмуда), реформистское (модернизированное) и кон¬сервативное (промежуточное между реформистами и орто¬доксами).

Ортодоксы ходят в традиционной одежде, никогда не сни¬мают головных уборов. Они не признают многих явлений современной культуры и цивилизации, проявляют враждебность к иноверцам, а также к последователям иных течений иудаизме. Иногда они становятся источниками эк¬стремизма и общественной напряженности.

Реформисты стоят за упрощение религии и отмену множе¬ства архаических предписаний, за «осовременивание» богослу¬жений в синагогах (укорачивают обряды, разрешают музыку, в том числе и самую современную, допускают женщин в качестве раввинов и т. п). Любопытно, что ортодоксы и рефор¬маторы по-разному смотрят на проблему восстановления. Иерусалимского храма. Первые считают, что он должен воз¬родиться буквально и обязательно на том самом месте, где стоял. В храме вновь начнутся принятые в древности жертвоп¬риношения животных. Реформисты возражают, что жертвоп¬риношения отныне навсегда заменились молитвами, а восста¬новление храма они понимают как некий символ будущего торжества идеалов иудаизма. В первую очередь, считают они, храм должен быть «построен в сердцах верующих людей».

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии