Средневековая культура

Европейская культура как таковая стала формироваться именно в тот момент, когда пресеклась (ли?) культурная традиция античности и именно в том же географическом регионе. Во многом средневековую культуру определяло само понятие христианства, которое явилось формой отвечающей культурным и идеологическим потребностям общества. У истоков европейской культуры стояли отцы церкви, которые заложили основы католицизма, поскольку в эпоху средних веков культура по преимуществу носила религиозную окраску. Тем более, что в течение долгого времени только духовенство было самым образованным слоем Европы. Церковь не могла пройти тех элементов светского образования, которые ей достались от античности и без которых само христианство, воспринятое от античности, осталось бы просто непонятым. Библия и сочинения церковных писателей были доступны западному средневековью лишь на латинском языке. Первая попытка свести воедино все элементы античных знаний, которых церковь считала необходимым использовать в своих целях, была сделана еще V в. африканским писателем Марцианом Капеллой. В своей книге «О браке филологии и Меркурия» он дал краткое изложение тех предметов, которые лежали в основе обучения в античной школе и были известны под названием «семи свободных искусств», т.е. грамматики, риторики, диалектики, геометрии, арифметики, астрономии и музыки. В VI в. Боэцием и Кассиодором эти семь искусств были разделены на 2 части – тривиум – (перекресток трех путей знания) – грамматика, риторика, диалектика и квадривиум – остальные. Тривиум считался первой ступенью обучения, квадривиум – высшей. В таком виде эти предметы вошли во все средневековые учебники и сохранились до XV в. Риторика рассматривалась представителями христианской церкви как предмет, который учит церковному красноречию, диалектика (вернее, формальная логика) как служанка теологии, помогающая в споре побеждать еретиков; арифметика – как предмет, облегчающий религиозно-мистическое истолкование чисел, встречающихся в священном писании; геометрия – описание земли («А вот безлюдные пустыни (в Эфиопии), и нечеловеческие лики чудовищных племен. Одни – без носа, все лицо ровное и плоское… У других уста срослись, и через маленькую дырку сосут еду овсяным колосом… А вот мавританские эфиопы, четыре глаза имеют, и это ради меткой стрельбы». « В Ганге водится червь, имеющий две клешни, которыми он схватывает слона и ныряет с ним под воду».); музыка нужна была для церковных песнопений; астрономия позволяла определять сроки церковных праздников. По учению церкви – земля – диск, плавающий в воде, а небо – свод, поддерживаемый четырьмя столбами, центр земли – Иерусалим. Наибольшее внимание уделялась грамматике – царице наук. На изображениях грамматику показывали в виде царицы с пучком розог в левой руке, и с ножом для подчистки текстов – в правой. В средневековых школах процветали телесные наказания. Один французский монах написал руководство по грамматике, дав ему название «Береги спину». Выражения «находиться в обучении» и «ходить под розгою» являлись синонимами. Произведения античных авторов, изучающихся при прохождении тривиума, урезались так, как считали нужным церковники. Так же поступали с произведениями для квадривиума. Поэтому многие произведения античных авторов были безвозвратно утеряны в раннее средневековье. Могли на них и написать (палимпсест). В раннее средневековье появились авторы, труды которых, также были позже положены в основу средневекового образования. Магистр оффиций остготского короля Северин Боэций (480-525). Его трактаты по арифметике, музыке, сочинения по логике и теологии, переводы логических сочинений Аристотеля стали основой средневековой филологии и образования. Его иногда называют отцом схоластики. Был обвинен, брошен в тюрьму, где написал перед казнью трактат «Утешение философией». Квестор и магистр оффиций остготского короля Флавий Кассиодор (490-585) – хотел создать первый университет, но не удалось. Его труд «Варии». В своем поместье основал обитель Виварий = культурный центр, школа, скрипторий, библиотека, который стал образцом для бенедиктинских монастырей. Вестготская Испания дала миру просветителя – Исидора Севильского (570-636) – первый средневековый энциклопедист. «Этимология» — 20 книг, собрано все, что сохранилось от античности. Во второй половине VII в. культурная жизнь Западной Европы пришла в упадок, кроме Ирландии, где теплились очаги образованности в монастырях, оттуда эта образованность и отправил

Рубрики: | Дата публикации: 25.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии